| ||||||||||||
Автор статей: James MacDonald
Я уверен, что родители могут помочь детям с синдромом Дауна многое дать и многое получить в этой жизни, если сумеют:
Проблемы детей с синдромом Дауна и как их решать(1) Слишком мало общенияБольшинство детей с синдромом Дауна общались с меньшим количеством людей, в более короткие промежутки времени, реже и с меньшим количеством видов деятельности, нежели их ровесники. Конечно, уровень развития навыков общения напрямую связан с количеством контактов. Поэтому нужно следить, чтобы дети общались дольше и чаще. Следует увеличить: 1.1. количество контактов с людьми, разговоров; 1.2. продолжительность разговоров – не длину каждого высказывания в отдельности, а чтобы от каждого участника диалога было больше реплик; 1.3. разнообразие видов деятельности; 1.4. количество людей, которые будут сознательно общаться с ребенком. Я твердо верю в то, что успех в обучении ребенка с синдромом Дауна речи зависит от того, насколько естественными будут подходы. (2) Слишком мало игры в мире ребенкаХотя многие родители знают, что игры полезны для ребенка, они считают, что лучше всего играть с игрушками. Конечно, ребенок многому может научиться, играя с игрушками в одиночестве, но крайне важно понимать, что общаться он так не научится. Чтобы научиться говорить и научиться общаться, ребенок должен регулярно играть с другими людьми. (3) Слишком много занятийЧасто родителям рекомендуют «болтать все время». Чтобы ребенок научился общаться, ему нужно иметь модель того, что нужно делать, и время, чтобы освоить эту модель. Нередко чрезмерно активное общение только тормозит развитие детей с синдромом Дауна, поскольку им дается крайне мало времени, чтобы самим что-то попробовать сказать. Обычный разговор выглядит так: Чарли (показывает на холодильник) Мама: Ты голоден? Думаю, ты хочешь сока. Больше всего тебе нравится яблочный сок. Ну вот твой сок. И ребенок пьет сок - возможности попрактиковаться в речи у него не было. Мы учим таких родителей общаться с ребенком на равных, а потом подождать, что сделает ребенок. Вернемся к примеру с Чарли. Чарли (показывает на холодильник) Мама – так же показывает на холодильник и говорит слово «сок», потом ждет, молча глядя на ребенка, ждет от него ответа. Чарли – снова показывает на холодильник и говорит «оо». Мама – говорит «оо, сок» и снова ждет. Чарли снова говорит «оо». Мама говорит «сок», дает ребенку попить немного сока, забирает и снова ждет. Чарли говорит «оо». Мама говорит: «еще сока», дает ему снова отпить и снова ждет. Чарли говорит «сё». Мама говорит «еще сок», снова дает ему попить и снова ждет. И так далее. Родитель, таким образом, общается так, что ребенок тоже может попробовать это сказать и сделать. И ребенок пробует. Родитель дает ребенку небольшое вознаграждение, затем снова ждет, что сделает ребенок – что угодно из того, что ребенок МОЖЕТ сделать, и показывает ему следующий шаг. Используйте все возможности и не давайте ребенку сразу всю награду (сок). Руководствуйтесь правилом «Пусть он еще немножко потрудится» и помните, что каждый разговор – это возможность для общения. Исследования показывают, что дети с синдромом Дауна зачастую не успевают научиться общаться, т.к. диалог длится слишком мало. Родители считают, что ребенка нужно отпустить, как только он собрался уйти. На самом деле общение должно быть интенсивным, стремитесь каждый раз побольше пообщаться с ребенком. (4) Застревания на стадии «разговора» без словМногие родители детей с синдромом Дауна так довольны, что ребенок хоть как-то общается, маленькими словами и жестами, что они на этом успокаиваются. Это хорошее начало, но на этом нельзя останавливаться. Как видно, детям часто просто не нужно разговаривать, чтобы получить желаемое, если родители немедленно отзываются на нечленораздельные звуки и жесты. Если просто немножко подождать, нередко можно увидеть, что ребенок попробует что-то сказать. (5) Незнание, что сказать, о чем говоритьРебенку нужно перейти от общения на собственном языке к общению на русском языке. Часто ему нужно помочь «перевести» его звук или жест на общепринятый язык. Когда ребенок показывает на что-то, называйте предмет и ждите. Мы играем таким образом с речью, как с мячом. (6) Слишком много инструкцийРодители считают, что важно научить ребенка понимать инструкции, еще до того, как он может сказать что-то, что ему захочется сказать. Я видел детей с синдромом Дауна, знающих алфавит, цифры, цвета и длинный список животных, которых они никогда не увидят, но в то же время у них нет слов для описания повседневных занятий, своих мыслей и чувств, того, о чем им может захотеться поговорить. Надо в первую очередь научить детей словам для передачи их непосредственного опыта («падать», «обнимать», «мама», «папа», «дай») и словам для того, что они и без слов уже как-то передают (жестами) – «хочу кушать», «возьми на ручки», «обнимать». Это слова, которые знакомы ребенку и важны для него в эмоциональном плане. Поэтому ребенок скорее будет их использовать – у него есть мотивация. Конечно, ребенок больше может высказать с помощью этих слов, нежели с помощью слов «три», «красный», «бегемот»! (Примечание Sunchildren: Соглашаясь с автором в принципе, заметим, что учить ребенка различать цвета и животных, например, важно для развития мышления.) (7) Родители поддерживают старые привычкиМногие родители считают, что нельзя игнорировать ребенка, если он просто не может что-то сказать. Вместе с тем, реагируя на неправильное поведение ребенка, вы подпитываете это его поведение. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок продолжал то, что он делает в данный момент, и достиг большего, чем сейчас? Если да, то уделяйте ему внимание, а если нет (если он балуется, общается жестом вместо слова и т.п.) – то не обращайте на него внимания. Пусть ваше внимание будет для него стимулом. Оригинал На главную На главную для ресурсов Подражание в обучении речи Читайте также о методике развития речи Ромены Августовой Читайте также статью о развитии речи и смежных проблемах О развитии речи на сайте "Даунсайд Ап" Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь. Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи. Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся. Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи) Обследование речи-диагностика, речевые карты
Подразделы логопедической работы
Написать автору (по-английски) |