Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Подражание в освоении речи


В книге Ромены Августовой рекомендуется отрабатывать с ребенком слоги («ба-ба-ба», «бу-бу-бу» и так далее). Во многих пособиях по логопедии также советуют начинать с пропевания звуков и дыхательных упражнений. Итак, если ребенок охотно подражает вам, берите учебники по логопедии, коррекции и развитию речи, а также «Говори! Ты это можешь!» Р.Августовой и занимайтесь.

Но что делать, если ребенок еще не умеет говорить и не повторяет слоги или звуки за вами?


Как видно, ключ к развитию речи (а также к любому другому умению и навыку – как занимаются с клиентами инструкторы по шейпингу, танцам? как вы построили свою первую башню из кубиков?) – умение подражать, повторять за кем-то, кто уже умеет. Именно так развивается речь у обычных детей.
Чтобы научить детей имитировать звуки, действия, родителям придется много раз повторять одно и то же, т.е. запастись терпением.
Для детей с синдромом Дауна метод обучения путем подражания очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию, а кроме того, возможность имитировать действия взрослого дает малышу возможность выполнять задание более самостоятельно, чем в том случае, когда ему оказывают физическую помощь.
В норме ребенок должен к году экспериментировать с артикуляторными движениями, пытаясь подражать взрослому, - он должен также научиться имитировать знакомые ему двусложные слова, а 15 месяцам – новые односложные слова и знакомые слова, услышанные в беседе взрослых.
Этот путь, по программе Каролина , начинается с простого повторения звуков и движений, которые только что произнес или сделал сам ребенок, - он должен повторить звуки/движения, если их попробовал повторить взрослый. Используйте любую возможность повторить звук или движение, воспроизведенные ребенком, и смотрите на него выжидательно – пусть теперь он повторит за вами.
Следующие шаги:
- изменять собственные звуки, имитируя звуки, произведенные взрослым;
- имитация действий после того, как их сделает взрослый (похлопайте в ладоши, высуньте язык…);
- имитация интонации (высоты голоса – нужно пытаться говорить с ребенком голосом разной высоты, от низкой до высокой, и давать ребенку время на ответ).
Если раньше речь шла о знакомых звуках, далее – если ребенок научился вам подражать – в норме должны начаться попытки подражать незнакомым, новым звукам и новым движениям (поднимите руки над головой, закройте глаза руками… допустима физическая помощь ребенку).

Как указывает Н.С. Жукова (см. ссылку ниже), чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю".

Итак, вначале нужно научить ребенка ВООБЩЕ подражать взрослым!
Имитирует ли ваш ребенок какие-то ваши жесты – машет ли ручкой на прощание? Пытается ли «передразнить» вас, если вы высовываете язык?

Проверьте себя, используя следующий Проверочный лист 2.4. (приводится в книге «Маленькие ступеньки», см. ссылку ниже).

Подражание действиям. Подражает ли ребенок следующим вашим действиям:
- Стучит ли он по столу ладошкой или ложкой?
- Хлопает ли в ладоши?
- Машет ли рукой на прощанье?
Подражание мимике. Имитирует ли ребенок следующие ваши мимические движения:
- Дует ли, немного высунув язык (как будто дразнится)?
- Причмокивает ли губами?
- Произносит ли "ш-ш", прижимая к губам палец?
- Облизывает ли губы языком?

Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например, игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы ("Полетели, как птички"; "Постоим на одной ножке" и т.п.). Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает движения кистями рук: "Птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели".
Свои действия и действия детей лучше сопровождать словами, желательно в стихотворной форме. Особенно усердно рекомендуется развивать подражание движениям кистей рук (развитие подражания движению рук, а не развитие мелкой моторики рук).
Привлекайте для занятий и других членов семьи, которые будут имитировать ваши движения, – так ребенку будет легче понять, чего от него хотят.
Задания из книги Н.С. Жуковой (см. ссылку ниже).
Задание 14. Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый.
Приемы к выполнению задания. Логопед предлагает положить ладони на стол так, как он показывает. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук (например, кладут руки на стол ладонями вниз). Выполнив это движение по подражанию за взрослыми, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т.п.
После того как ребенок научится воспроизводить всего одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения (например, положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола). Отрабатывая репродукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать коротким четверостишием:
Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок.

Задание 15. Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

Задание 16. Провести упражнения для губ (например, сделать трубочку, остановить лошадку ("тпру"), попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы).

Задание 17. Провести упражнения для языка (например, облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать "уколы" в каждую щеку; "почистить" зубы языком; пощелкать языком).
Еще артикуляторные упражнения здесь.

Для разговора также очень важно умение соблюдать очередность, и учить ему можно одновременно с умением подражать. Вот какие способы оценки этих умений, и одновременно способы их тренировки, рекомендуются в «Маленьких ступеньках».
- Во время купания - поплещите водой в детской ванночке. Сделайте это несколько раз, в промежутках выдерживая паузы. Плещет ли малыш, когда условно наступает его очередь? Помойте ручку ребенка, затем - свою руку, затем - снова его. Комментируйте все свои действия. Смотрит ли малыш на вашу руку (пытается ли сам помыть ее), когда приходит его очередь?
- Во время кормления - одну ложку дайте малышу, а другую возьмите сами. Постучите своей ложкой по столу. Постучит ли малыш своей и посмотрит ли выжидательно на вас - постучите ли вы снова? Одну ложечку с едой - в рот малышу, другую - маме, теперь снова - малышу. Понимает ли он. что затем ваша очередь? (Возможно, вам придется помочь ребенку обхватить ручкой ложку; при этом вы почувствуете, пытается ли он повести ложку в вашу сторону).
- Покачайте мишку, потом дайте его малышу. Покачает ли он мишку и даст ли затем его вам, чтобы теперь вы его покачали? (Здесь допускаются два варианта: 1 – ребенок делает это сам, 2 - после того, как вы его попросите об этом).
- Погладьте любимого плюшевого зверя малыша. Скажите: "Ты мой хороший!" Погладит ли малыш зверя и посмотрит ли выжидательно на вас - сделаете ли вы это опять?
- Побейте в барабан, затем дайте побить малышу. Кончит ли он бить, когда, предположительно, закончится его время, вернет ли палочку вам? (Здесь допускаются два варианта: 1 – ребенок делает это сам, 2 - после того, как вы его попросите об этом).
- Сядьте напротив малыша и покатите к нему мяч. Покатит ли он мяч в вашу сторону? (Если ребенку еще трудно точно направить мяч, положительную оценку можно поставить и за попытку).
- Поддерживает ли малыш с вами "разговор" – вы произносите какой-нибудь звук, затем звук произносит ребенок, затем вы произносите другой звук и т.д.

В упражнения по умению подражать (на более старшем этапе) также можно включить тренировки имитации темпа. Например, “Мелет мельница зерно” - дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед (возможно вводить и другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т.д.); “Дождик” - логопед читает стихотворение: Капля раз, капля два, Капля медленно сперва \ Кап, кап, кап. \ Стали капли поспевать, \ Капля каплю подгонять: \ Кап, кап, кап. \ Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап. - Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

Имитация звуков (вторая часть проверочного листа из «Маленьких ступенек»)
Имитирует ли ребенок следующие звуки и комбинации звуков:
- Один гласный звук "аа"?
- Один гласный звук "oo"?
- Повторяющиеся комбинации гласного + согласного "дададад"?
- Повторяющиеся комбинации гласного + согласного "мумумум"?
- Повторяющиеся комбинации гласного + согласного "бубубуб"?
- Один согласный + два одинаковых гласных "бoo"?
- Один согласный + два одинаковых гласных "мee"?
- Двусложные комбинации "oo-aa"?
- Один согласный + два одинаковых гласных "пита-пита"?
- Любое целое слово, кроме "мама" и "папа"?
- Воспроизводит ли интонацию (здесь вы проверяете интонационную картину, а не конкретное слово)?
Если ребенок совсем не подражает вам, попробуйте начать учить его делать это с тех звуков и действий, которые малыш уже умеет производить. Отложите знакомство с новыми звуками до тех пор, пока ребенок не научится подражать тому, что он умеет делать сам, то есть, до тех пор, пока он не научится воспроизводить знакомые ему звуки или действия, услышав (или увидев), как это делаете вы.
Копируйте вашего ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно произведет какое-нибудь действие, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания. Когда вам обоим понравится эта игра, можно вводить новые звуки, которым вам хотелось бы обучить малыша.
Пример: Дженни умеет произносить несколько звуков, и с удовольствием произносит их с кем-нибудь по очереди, но подражает редко. Мама решает научить ее имитировать звуки "дада", которые малышка любит, часто произносит сама, но никогда не подражает другим.

Мама: (подбрасывает Дженни на колене) дa дa дa дa
Дженни: (радостно) иииии иииии
Мама: иииии иииии
Дженни: а-а-а-а-иииии
Мама: а-а-а-а-дa дa дa дa
Дженни: иииии
Мама: дa дa дa д
Дженни: дa дa
Мама: (в восторге) дa дa дa дa! (крепко обнимает Дженни и продолжает игру).


Проводите занятия в игровой форме. Так будет веселее и вам, и вашему ребенку. Можно перемежать отработку наших умений другими занятиями, отвечающими интересам ребенка.
Давайте ребенку время на ответ. На ранних этапах обучения лишь очень немногие дети способны подражать непрерывно. Будьте готовы к тому, что вам придется искать все новые и новые стимулы. однако можно так увлечься поощрением, что у ребенка просто не будет времени ответить вам. Может произойти и другое - ему будет так весело, что он не почувствует потребности внести свою лепту в ваш разговор.
При необходимости оказывайте дополнительную помощь. Вы будете учить ребенка, главным образом, посредством демонстрации, но этого не всегда бывает достаточно. Для того, чтобы малыш научился подражать действиям, ему может понадобиться физическая помощь. О том, как оказывать физическую помощь, мы рассказывается в главе 3 книги 2 «Маленькие ступеньки». Физическая помощь бывает полезна и при освоении определенных звуков, но здесь следует иметь в виду, что некоторые дети не любят, когда до их лиц в таких ситуациях дотрагиваются, и, следовательно, этот подход годится не для всякого ребенка. Вот некоторые приемы, которые, в принципе, можно испробовать:
- "аa" - Приложите большой палец к подбородку ребенка и, говоря "aa", легонько нажмите на него так, чтобы он пошел вниз.
- "oo" - Сожмите щечки ребенка и потяните их вперед так, чтобы ротик принял форму буквы "oo". Скажите "oo".
- "иии" - легонько раздвиньте уголки рта ребенка, говоря "иии".
- "бубубуб" - Большой палец держите под подбородком малыша, и с помощью другого пальца разжимайте и сжимайте его губы, говоря "бубубуб".
- "мумумум" - Возьмите ручку ребенка и обхватите ею свой нос сверху так, чтобы малыш мог почувствовать вибрацию, которую производит этот звук. Работайте также и просто над звуком "ммм", держа рот малыша закрытым. Позже можно подвигать его губами, как при произнесении "бубубуб". Эта игра хороша для обеденного времени как один из способов сказать "ням-ням".


Если ваш ребенок не хочет или не нуждается в столь непосредственной физической помощи, попробуйте утрированно демонстрировать вашу собственную мимику. Когда вы заметите, что ребенок уловил идею, непременно уменьшите вашу помощь.
Сопровождайте звуки действиями. Многие дети, особенно те, что постарше, охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями. Звук "Mммммм" может произноситься вместе с поглаживанием живота за обедом или воображаемым чаепитием. Можно издать прерывистый звук "о-о-о", если похлопать ладонью по открытому рту. Получится индейский клич, который очень нравится детям. В проверочном листе 2.4 звуки, которым дети должны научиться подражать, представлены в порядке усложнения. На этот порядок следует ориентироваться, занимаясь с ребенком, однако данный перечень оставляет широкий простор и для ваших вариантов.
Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками. Это может оказаться полезным и более старшим детям. Чтобы побудить ребенка имитировать звуки, которые издают звери, используйте мягкие игрушки или наборы игрушечных сельскохозяйственных животных.

Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение минимум двух недель (!), и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, вашему ребенку может потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение. Вы можете работать одновременно над разными задачами, связанными с действиями, мимикой и звуками, но скучно не будет, если их представлять по-разному.
Многие родители говорят: «Что бы я ни делала, мой ребенок никогда не пытается мне подражать». Однако дети все-таки начинают произносить новые звуки, а позже - и слова. Часто дети, не повторяющие за нами действия или звуки на уроке, вспоминают этот опыт, и позже, - лежа в кроватке, "за рулем автомобиля" или во время какой-нибудь собственной игры, - начинают отрабатывать то, что вы когда-то проходили. Если ваш ребенок не проявляет склонности к подражанию, не поленитесь понаблюдать за такого рода "пробой пера". Вслушайтесь, и вы услышите то самое "дaдaдaд", над которым вы так долго бились.

В продаже имеются диски с записью утренней гимнастики: с песенками и стишками детей побуждают имитировать различные действия, например, "Мельница" (махать руками), "Мяч" (прыгать на месте) и так далее. Такие записи могут оказаться очень полезными и интересными для ребенка.

Н.С. Жукова приводит следующие примеры игровых приемов, сочетающих в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

"Ходьба"
Логопед. Мы проверили осанку. - Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.
Логопед. И свели лопатки (дети отводят плечи назад).
Мы ходим на носках (идут на цыпочках).
Мы идем на пятках (идут на пятках).
Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно).
И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).

"Подуем на плечо"
Логопед. Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).
Подуем на другое (дуют на плечо).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы).
Подуем и на грудь мы (дуют на грудь) И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока.

"Насос"
Логопед. Это очень просто: покачай насос и ты. Дети. С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают вдох).

"Дом маленький, дом большой"
Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны).
Дети («сердито», низким голосом), Ой, ой, ой (поднимают руки вверх),
Логопед, А у зайца маленький, ай, ай, ай (жалобно).
Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.
Дети (жалобно). Ай, ай, ай.
Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).
Дети (сердито). Ой, ой, ой.
Логопед. Да и крошка заинька.
Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

Н.С. Жукова указывает, что «необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Так, например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц: "ав", "му", "ко-ко" и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: "ав-ав-ав" (подражает лаю собаки) или "ко-ко-ко" (подражает кудахтанью курицы). Игру «Кто как кричит» — звукоподражание животным – можно проводить с игрушками и/или картинками.
Можно совместить упражнения на звуковое и двигательное подражание. Примером может служить упражнение “Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением “кар”.

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться "перескочить" этот естественный период в развитии детской речи и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет логопед».

Задание из книги Н.С. Жуковой. Вызвать аморфные слова. В скобках приведено возможное звукопроизношение слов. Допустимы любые ответы.
С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.; потянуть звуки "а-а-а-а" (девочка плачет), "у-у-у" (труба гудит), "ау" (заблудились дети), "и-и-и" (плачет мышонок), "уа" (плачет Ляля), "ой-ой, ай-ай" (укусила оса).
Замечание к выполнению задания. Логопед называет те слова, которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка. Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки ("ба-ба", "му-му"), у других — задненебные ("ка-ка", "га-га"), у третьих — переднеязычные ("ди-ди", "ти-ти").
Удавшиеся звукоподобные комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито, то нежно, ласково.
Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

Следующие рекомендации приводятся в «Маленьких ступеньках».
Воспроизведение целого слова столь естественно вытекает из воспроизведения звуков. Слова, разумеется, с самого начала играют большую роль в вашем взаимодействии с ребенком. Представление ему звуков никогда не заменит настоящего разговора. Даже если вы знаете, что малыш не будет копировать вас, все же постарайтесь, чтобы он вас слушал, реагировал на ваш голос и учился понимать значения слов, жизненно важных для него.
Первые слова могут родиться спонтанно. Возможно, вы сами сочтете, что наступило время учить его воспроизведению целых слов и выберете несколько слов, на которые будете чаще других обращать его внимание.
Выбирая первые слова для подражания, старайтесь мысленно задать себе следующие вопросы: Нужно ли это слово моему ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом? Понимает ли малыш, что означает это слово? Слова должны относиться к предметам, которые ребенок может как следует пощупать, изучить, а представлять их нужно в ходе естественного развития вашей совместной игры.
Отметим, что многим детям полезно продолжить отработку звуков даже после того, как они произнесут свои первые слова. Не забывайте сверяться с проверочным листом 2.4. Планируйте занятия так, чтобы ребенок одновременно учился произносить и новые звуки, и новые слова.


Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод. пособие. -Педагогическая библиотека: можно прочесть здесь
Маленькие ступеньки – можно скачать здесь и еще здесь

В дневнике Мамы Лучика приводятся возможные примеры, которые можно использовать для обыгрывания звукоподражания:
У - волк воет, самолет летит
А - мама качает ребенка
И - лошадка ржет
О - зубы болят, кто-то объелся
Э - кто-то кричит, вызывая эхо; мама укоряет сына и грозит пальцем
М - корова мычит
Смотрите дальнейшие примеры по этой ссылке.

На главную
На главную для ресурсов
Проблемы в обучении речи детей с синдромом Дауна
Развитие речи детей с синдромом Дауна и смежные проблемы
Методика развития речи Р.Т. Августовой
Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь.
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи
Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.
Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи)
Обследование речи-диагностика, речевые карты
OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4

OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8


OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2

OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9

Напишите нам

Hosted by uCoz