| ||||||||||
Логопедический массаж на раннем этапе развития ребенка Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях. ... Работе над речевыми мышцами предшествуют упражнения для мимических мышц лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот, захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного размера, пить через соломинку. Сначала ему помогает логопед, затем ребенок делает это сам по словесной инструкции, на начальных этапах — подражая изображению на картинках. Например: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Губы в спокойном состоянии», «Собери губы морщинками и верни их в исходное состояние». Tweet Нравится
Предлагаются задания по имитации положения рта, изображенного на картинках. Постепенно упражнения усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, вибрировать губами. Эти упражнения можно проводить с сопротивлением. Например: ребенок охватывает трубочку губами и старается удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Артикуляционная гимнастика включает воспитание активных движений языка вперед, в стороны, назад, к верхним и нижним зубам, изолированных движений языка и нижней челюсти. Затем тренируют сочетанные дифференцированные движения языка и губ, необходимые для формирования звуков. Логопедические занятия вначале проводят пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, при активном участии ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА1. «Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой дом. Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад. Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад. Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам. Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам. А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в сторону. 2. «Самолет». Смотри, он выезжает из ангара проверить, хороший ли сегодня день – высуни язык и посмотри, как он взлетает вверх, улетает в сторону, затем в другую сторону. А сейчас он «падает» вниз. 3. «Игра в цирк». Слон – раскачивает туловище (язык) из стороны в сторону.
4. «Шалтай-Болтай». Нарисуйте Шалтая в виде яйца, сидящего на стене. Вырежьте его рот и с обратной стороны просуньте в отверстие палец. Посмотрите, сможет ли ребенок языком повторить движения «языка» Шалтая (подвигайте пальцем вверх-вниз, потяните его вверх к носу, затем вниз к подбородку, оближите одну щеку, потом другую). УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ1. Вытяни губы вперед и скажи «у-у». Покажи, как воет ветер или привидение («у-у»), или как кричит сова «фу-у бу-у». 2. Раздвинь уголки губ, чтобы я могла видеть все твои зубы. Улыбнись, как клоун. Скажи «и-и». 3. Послушай ослика. Он говорит «и-а». Скажи так же. 4. Опусти вниз нижнюю челюсть. Широко открой рот и скажи «а-а». 5. Положите на ложку маленькую конфетку. Посмотрите, сможет ли ребенок захватить конфетку одними губами, не пуская в ход ни язык, ни зубы. 6. Подуй через соломинку в чашку с водой, чтобы на поверхности появились пузырьки. Проглоти немного воды, втянув ее в рот через соломинку. 7. Помаши листом бумаги, изображая бабочку. Положи лист на стол. Заставь его попрыгать, для чего крепко сжимай и резко разжимай губы. 8. Погоняй по столу перышко такими же движениями губ. 9. Помажь губы губной помадой. Помести между губ край листа бумаги, сожми губы и затем посмотри на получившийся отпечаток. Сделай отпечатки другой формы, произнося звуки «у-у» и «и-и». 10. Посмотри в зеркало. Проверь, сумеешь ли ты спрятать нижнюю губу за зубами. А теперь спрячь верхнюю губу. 11.Закрой рот и надуй щеки, как два шарика. Сожми щеки руками – пусть шарики лопнут. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу. 2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30. 3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него. 4. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости. 5. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика - кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку. При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку. 6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру "Чей кораблик быстрее доплывет до берега". Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик.
Артикуляционные упражнения для более старших детокЛогопеды советуют тренироваться 10-15 минут каждый день. Чем больше практикуется ребенок, тем лучше тонус его губ, челюсти, щек и языка, чтобы он смог произнести разные звуки. Когда тренироваться? Можно делать часть упражнений в автомобиле по дороге в сад или школу, в магазин, во время просмотра мультиков, во время еды, во время ванны... Логопеды рекомендуют завести себе небольшую табличку, в которую вы будете записывать, сколько времени тренировался ребенок и какие упражнения выполнил. Придумайте какую-нибудь награду, которая будет вручаться ребенку через энное количество упражнений или дней, в течение которых он делал эти упражнения. Упражнения для челюсти- Жевание жевательной резинки. Поместите резинку на один из дальних зубов. Сделайте 5-10 жевательных движений на левой стороне, затем 5-10 жевательных движений на правой стороне. Сделайте 10 повторений. - Жевание другой пищи. Можно использовать морковку, капустную кочерыжку, крендельки, стебли зелени и т.л. Прожуйте один кусочек слева, потом другой кусочек справа. Упражнения для губ- Питье из чашки отдельными небольшими глотками. - Стиснув зубы, удерживайте (за серединку) соломинку одними губами 15 секунд. Если это получается, приклейте к каждому краю соломинки монетку (утяжеление), удерживайте соломинку 15 секунд. Тренируйтесь, постепенно увеличивая вес. Если не получается держать соломинку 15 секунд, начинайте с 8 секунд. 10 раз тренируйтесь по 8 секунд. Когда это получилось уже не менее 10 раз, добавляйте по 1 секунде, пока не сможете держать соломинку 15 секунд. - Поместите небольшой кусочек масла, йогурта и т.д. снаружи на нижнюю губу. Снимите с помощью верхних зубов. Повторите 10-15 раз. - Произносите звук "п" без голоса несколько раз. - "Губы, как у рыбы": разевайте рот, напрягая губы. Повторите несколько раз. - "Барабаны". Плотно сожмите губы, наполните щеки воздухом, легонько постукивайте по щекам ладошкой, как будто играете на барабане. Не выдувайте воздух - для этого нужно напрягать губы. - Произносите "ф" и "в" поочередно. Следите за тем, чтобы нижняя губа при этом была под верхними зубами. - Примотайте пуговицу к нитке, закрепите узелками. Сожмите зубы, поместите пуговицу между ними, плотно прижав ее к зубам, удерживайте ее губами на месте. Потяните за нитку, стараясь вытащить пуговицу, но губами удерживайте ее на месте. Повторите 8-10 раз. Выполняйте это упражнение только со старшими детьми и крайне осторожно!! Чем меньше пуговица, тем труднее удержать ее на месте, т.е. тем эффективнее тренировка, - но тем опаснее возможность ее нечаянно проглотить или вдохнуть. Будьте предельно внимательны! - Выдувание пузырей. Глубоко вдохоните через нос, округлите губы, напрягите щеки и дуйте. Упражнения для языка- Произнесите долгий звук "и". - Поместите переднюю часть языка на задние коренные зубы, так, чтобы язык частично высовывался сбоку изо рта. Прикусите. Коснитесь зуба кончиком языка. Делайте это поочередно слева и справа по 10 раз. - Поместите переднюю часть языка на задние коренные зубы, прикусите, коснитесь зуба кончиком языка; потом поместите так же на боковые, потом - на передние зубы и так далее. По 10 раз. - Положите маленький кусочек сыра, ветчины или карамельки на задний коренной зуб, передвиньте вперед языком. 10 раз. - Поместите один кусочек из сухого завтрака в форме крошечных бубликов на нёбо сразу за верхними зубами. Коснитесь кончиком языка дырки "бублика". Держите так до 50 сек. Рот должен быть широко открыт. - "Лифт". Широко откройте рот, язык движется к альвеолам (небо почти сразу за верхними зубами), затем вниз за нижние зубы, затем снова вверх. Челюсть не должна двигаться. Восприятие и дифференциация звуков Артикуляторные упражнения Артикуляционные упражнения в книге Фомичевой - по этой ссылке и далее (нажимайте там кнопку "вперед" сразу после текста) Даунсайд Ап Артикуляционные упражнения (1) Ссылки на логопедические ресурсы - малый каталог на нашем сайте Еще ресурсы по теме Книги по теме в Интернет-магазине «Озон.ру»
Напишите нам НА ГЛАВНУЮ |