Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Артикуляторные упражнения
 

На этой фотографии вы видите кукол, изображающих детей с синдромом Дауна – Baby Down.


Логопедический массаж на раннем этапе развития ребенка

Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях. ... Работе над речевыми мышцами предшествуют упражнения для мимических мышц лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот, захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного размера, пить через соломинку. Сначала ему помогает логопед, затем ребенок делает это сам по словесной инструкции, на начальных этапах — подражая изображению на картинках. Например: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Губы в спокойном состоянии», «Собери губы морщинками и верни их в исходное состояние».


Нравится

Предлагаются задания по имитации положения рта, изображенного на картинках. Постепенно упражнения усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, вибрировать губами. Эти упражнения можно проводить с сопротивлением. Например: ребенок охватывает трубочку губами и старается удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Артикуляционная гимнастика включает воспитание активных движений языка вперед, в стороны, назад, к верхним и нижним зубам, изолированных движений языка и нижней челюсти. Затем тренируют сочетанные дифференцированные движения языка и губ, необходимые для формирования звуков. Логопедические занятия вначале проводят пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, при активном участии ребенка.
Для развития артикуляционной моторики широко используют игротерапию. Игры подбирают в зависимости от характера и степени нарушения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка – Источники по ссылкам ниже.

"Хрестоматия для родителей" ДСА

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. «Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой дом. Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад. Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад. Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам. Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам. А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в сторону.

2. «Самолет». Смотри, он выезжает из ангара проверить, хороший ли сегодня день – высуни язык и посмотри, как он взлетает вверх, улетает в сторону, затем в другую сторону. А сейчас он «падает» вниз.

3. «Игра в цирк». Слон – раскачивает туловище (язык) из стороны в сторону.
Обезьянки – прыгают с ветки на ветку вверх и вниз (язык перескакивает с верхних зубов на нижние).
Медведи – водят хоровод (язык совершает круговые движения вокруг губ).
Мальчики и девочки – покажите, как они лижут мороженое.
Клоуны – улыбаются и показывают все свои зубы. Один клоун надувает шарик, а вот шарик лопается (наполни щеки воздухом и быстро выпусти его, нажав на щеки руками).

4. «Шалтай-Болтай». Нарисуйте Шалтая в виде яйца, сидящего на стене. Вырежьте его рот и с обратной стороны просуньте в отверстие палец. Посмотрите, сможет ли ребенок языком повторить движения «языка» Шалтая (подвигайте пальцем вверх-вниз, потяните его вверх к носу, затем вниз к подбородку, оближите одну щеку, потом другую).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1. Вытяни губы вперед и скажи «у-у». Покажи, как воет ветер или привидение («у-у»), или как кричит сова «фу-у бу-у».

2. Раздвинь уголки губ, чтобы я могла видеть все твои зубы. Улыбнись, как клоун. Скажи «и-и».

3. Послушай ослика. Он говорит «и-а». Скажи так же.

4. Опусти вниз нижнюю челюсть. Широко открой рот и скажи «а-а».

5. Положите на ложку маленькую конфетку. Посмотрите, сможет ли ребенок захватить конфетку одними губами, не пуская в ход ни язык, ни зубы.

6. Подуй через соломинку в чашку с водой, чтобы на поверхности появились пузырьки. Проглоти немного воды, втянув ее в рот через соломинку.

7. Помаши листом бумаги, изображая бабочку. Положи лист на стол. Заставь его попрыгать, для чего крепко сжимай и резко разжимай губы.

8. Погоняй по столу перышко такими же движениями губ.

9. Помажь губы губной помадой. Помести между губ край листа бумаги, сожми губы и затем посмотри на получившийся отпечаток. Сделай отпечатки другой формы, произнося звуки «у-у» и «и-и».

10. Посмотри в зеркало. Проверь, сумеешь ли ты спрятать нижнюю губу за зубами. А теперь спрячь верхнюю губу.

11.Закрой рот и надуй щеки, как два шарика. Сожми щеки руками – пусть шарики лопнут.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу.

2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30.

3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него.

4. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости.

5. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика - кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку. При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку.

6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру "Чей кораблик быстрее доплывет до берега". Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик.

Артикуляционные упражнения для более старших деток



Логопеды советуют тренироваться 10-15 минут каждый день. Чем больше практикуется ребенок, тем лучше тонус его губ, челюсти, щек и языка, чтобы он смог произнести разные звуки.
Когда тренироваться? Можно делать часть упражнений в автомобиле по дороге в сад или школу, в магазин, во время просмотра мультиков, во время еды, во время ванны...
Логопеды рекомендуют завести себе небольшую табличку, в которую вы будете записывать, сколько времени тренировался ребенок и какие упражнения выполнил.
Придумайте какую-нибудь награду, которая будет вручаться ребенку через энное количество упражнений или дней, в течение которых он делал эти упражнения.

Упражнения для челюсти


- Жевание жевательной резинки. Поместите резинку на один из дальних зубов. Сделайте 5-10 жевательных движений на левой стороне, затем 5-10 жевательных движений на правой стороне. Сделайте 10 повторений.

- Жевание другой пищи. Можно использовать морковку, капустную кочерыжку, крендельки, стебли зелени и т.л. Прожуйте один кусочек слева, потом другой кусочек справа.

Упражнения для губ


- Питье из чашки отдельными небольшими глотками.

- Стиснув зубы, удерживайте (за серединку) соломинку одними губами 15 секунд. Если это получается, приклейте к каждому краю соломинки монетку (утяжеление), удерживайте соломинку 15 секунд. Тренируйтесь, постепенно увеличивая вес.
Если не получается держать соломинку 15 секунд, начинайте с 8 секунд. 10 раз тренируйтесь по 8 секунд. Когда это получилось уже не менее 10 раз, добавляйте по 1 секунде, пока не сможете держать соломинку 15 секунд.

- Поместите небольшой кусочек масла, йогурта и т.д. снаружи на нижнюю губу. Снимите с помощью верхних зубов. Повторите 10-15 раз.

- Произносите звук "п" без голоса несколько раз.

- "Губы, как у рыбы": разевайте рот, напрягая губы. Повторите несколько раз.

- "Барабаны". Плотно сожмите губы, наполните щеки воздухом, легонько постукивайте по щекам ладошкой, как будто играете на барабане. Не выдувайте воздух - для этого нужно напрягать губы.

- Произносите "ф" и "в" поочередно. Следите за тем, чтобы нижняя губа при этом была под верхними зубами.

- Примотайте пуговицу к нитке, закрепите узелками. Сожмите зубы, поместите пуговицу между ними, плотно прижав ее к зубам, удерживайте ее губами на месте. Потяните за нитку, стараясь вытащить пуговицу, но губами удерживайте ее на месте. Повторите 8-10 раз. Выполняйте это упражнение только со старшими детьми и крайне осторожно!! Чем меньше пуговица, тем труднее удержать ее на месте, т.е. тем эффективнее тренировка, - но тем опаснее возможность ее нечаянно проглотить или вдохнуть. Будьте предельно внимательны!

- Выдувание пузырей. Глубоко вдохоните через нос, округлите губы, напрягите щеки и дуйте.

Упражнения для языка


- Произнесите долгий звук "и".

- Поместите переднюю часть языка на задние коренные зубы, так, чтобы язык частично высовывался сбоку изо рта. Прикусите. Коснитесь зуба кончиком языка. Делайте это поочередно слева и справа по 10 раз.
- Поместите переднюю часть языка на задние коренные зубы, прикусите, коснитесь зуба кончиком языка; потом поместите так же на боковые, потом - на передние зубы и так далее. По 10 раз.

- Положите маленький кусочек сыра, ветчины или карамельки на задний коренной зуб, передвиньте вперед языком. 10 раз.

- Поместите один кусочек из сухого завтрака в форме крошечных бубликов на нёбо сразу за верхними зубами. Коснитесь кончиком языка дырки "бублика". Держите так до 50 сек. Рот должен быть широко открыт.

- "Лифт". Широко откройте рот, язык движется к альвеолам (небо почти сразу за верхними зубами), затем вниз за нижние зубы, затем снова вверх. Челюсть не должна двигаться.


Восприятие и дифференциация звуков
Артикуляторные упражнения
Артикуляционные упражнения в книге Фомичевой - по этой ссылке и далее (нажимайте там кнопку "вперед" сразу после текста)
Даунсайд Ап
Артикуляционные упражнения (1)
Ссылки на логопедические ресурсы - малый каталог на нашем сайте
Еще ресурсы по теме

Книги по теме в Интернет-магазине «Озон.ру»


OZON.ru - Книги | Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика | Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук | Уроки логопеда | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-94455-145-0OZON.ru - Книги | Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика | Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук | Уроки логопеда | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-94455-145-0

"Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Часть 1" Е. В. Новикова"Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Часть 1" Е. В. Новикова

OZON.ru - Книги | Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика | Е. Краузе | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7931-0881-2OZON.ru - Книги | Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика | Е. Краузе | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7931-0881-2


OZON.ru - Книги | Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением | Ю. В. Микляева | Популярная логопедия | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-8112-3741-8OZON.ru - Книги | Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением | Ю. В. Микляева | Популярная логопедия | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-8112-3741-8


OZON.ru - Книги | Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры (+ CD) | Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-779-2OZON.ru - Книги | Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры (+ CD) | Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-779-2


Напишите нам
НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz