Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Развитие речи у детей с синдромом Дауна (ч.3): Стадия одного слова. Альтернативные/ вспомогательные системы общения.
 


(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой.
При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.


Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи


«Когда же мой ребенок заговорит?» - спрашивают многие родители. Как показано выше (см. ссылки), дорога к речи длинна и сложна и включает освоение разнообразных навыков. Большинство детей с синдромом Дауна способны понять отношения между словом (символом) и обозначаемым им предметом (человеком, событием, действием…) гораздо раньше, чем начинают говорить – иногда за месяцы или даже за годы до того, как начинают говорить.
Статья О развитии речи на сайте "Даунсайд Ап".
Считается, что обычные дети находятся на стадии одного слова, когда они последовательно используют звуки или похожие на слова сочетания гласных и согласных для обозначения предметов и людей. Для детей с синдромом Дауна будем считать, что эта стадия наступает, когда ребенок готов использовать слово или альтернативную систему общения (например, жест) для обозначения предметов и людей. Иными словами, это время, когда ребенок осознает связь между символом и тем, что этот символ обозначает.
В это время произносимые ребенком сочетания могут быть не слишком похожи на слова, закрепленные в языке. Например, малыш может говорить «пи» и просить таким образом пить. Родители должны повторять слово в правильной форме. Кроме того, какое-то звукосочетание может означать не только конкретное слово, но и весь комплекс ситуаций, связанных с ним: «ба» может обозначать «бутылочку», «дай бутылочку», «забери бутылочку», «где бутылочка, я ее уронил(а) и не могу найти» и проч. Родителям остается расшифровать, что именно имеет в виду ребенок, озвучить это в правильной форме и таким образом стимулировать ребенка к дальнейшему общению. (Всё это относится и к обычным детям.)
Большинство детей с синдромом Дауна начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам.
Как показано во второй части материала по книге Л.Кумин, у детей с синдромом Дауна немало чисто физических препятствий, затрудняющих формирование звуков (гипотонус мышц, проблемы со слухом и т.д.). Потому некоторые дети начинают общение с жестов (либо других альтернативных систем общения, подробнее о них ниже) и потом переходят к вербальной (словесной) речи. Другие какое-то время используют и жесты, и слова, иногда прибегая к первой системе выражения, а иногда ко второй.
Многие дети с синдромом Дауна готовы общаться задолго до того, как они начнут использовать для этих целей вербальные средства, настоящую речь. Речь дается им с трудом, т.к. это сложный процесс, включающий правильное дыхание, контролируемые вибрации голосовых связок, резонацию звуков с помощью носового или ротового резонатора, адекватное напряжение мышц и координация движений всех органов артикуляции (зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба).


Вот небольшой ролик, иллюстрирующий, как используется язык жестов. Здесь вы видите уже говорящего ребенка. Посмотрите, как эта американская девчушка с синдромом Дауна поет свою любимую песенку Twinkle, twinkle, little star и параллельно словам показывает текст с помощью жестов. В конце она отвечает на вопрос, сколько ей лет (4), и машет ручкой на прощание.



Альтернативные системы общения облегчают общение для ребенка и его окружающих, снимают нервное напряжение ребенка («меня не понимают!»), помогают ребенку заниматься дальнейшим обогащением словаря и других аспектов речи, способствуют развитию мышления.
Без таких систем бывает трудно обойтись, если ребенку в придачу к синдрому Дауна ставят диагноз «аутизм» либо «апраксия».
Ребенок готов к введению альтернативной системы общения, если выполняются два условия: (1) он понимает, что символ обозначает что-то еще; (2) он способен запомнить, что именно обозначает какой-то символ – жест или картинка.
Общепринятые альтернативные системы общения сводятся к следующим:
- общение с помощью жестов;
- общение с помощью объектов (указание собственно на чашку, горшок, нужную книжку и проч.), досок с фотографиями и картинками (пиктограммами, буквами, словами), либо общение с помощью книжек, фотоальбомов, блокнотов, которые всегда должны быть с собой;
- общение с помощью электронных устройств, синтезирующих речь.
Альтернативная система может использоваться как переход к вербальной речи, как поддержка вербальной речи или вместо нее.
Статья "Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка" на сайте "Даунсайп Ап".

Жестовое общение


Купить книгу Как разговаривать с ребенком, когда он еще не умеет говорить (Линда Акредоло и др.) в интернет-магазине Лабиринт
Поскольку дети с синдромом Дауна обычно отличаются хорошей зрительной памятью, жестовый язык для них – удачный способ общения. Взрослые должны сопровождать каждое слово соответствующим жестом, таким образом, ребенок постоянно СЛЫШИТ слово и ВИДИТ жест.
Часто родители волнуются, что дети выберут «легкий» способ общения, жесты, и гораздо позднее начнут говорить. На самом же деле многолетний опыт применения этой системы показывает, что: (1) дети с синдромом Дауна (и не только), использующие жестовый язык, в среднем начинают говорить раньше, чем дети, не использующие никаких опор; (2) словарный запас у детей с синдромом Дауна, использовавших язык жестов, в дальнейшем оценивается как на 30% более богатый, нежели у их сверстников с тем же диагнозом, его не использовавших; (3) дети с синдромом Дауна зачастую могут начать использовать жестовый язык, то есть эффективно общаться с окружающими, очень рано – в возрасте 8-12 месяцев, тогда как собственно первые слова чаще всего появляются в речи детей с синдромом Дауна гораздо позже.
Таким образом, детям, которых учат жестовым обозначениям, гораздо легче выразить свои желания, свои мысли. Развивается их мышление, воображение, повышается мотивация к общению. У детей, которые не могут говорить и не имеют альтернативной системы выражения, может развиться фрустрация (депрессия) и нежелание продолжать попытки наладить общение.
Зачастую дети начинают использовать жесты спонтанно: показывать на то, что им хочется, рукой или пальчиком, изображать посасывание бутылочки (пальца, языка), если они голодны или проголодались. Однако таких спонтанных жестов недостаточно для развития словаря, речи в целом и мышления. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы ввести в обиход упорядоченную систему жестов, а также о том, чтобы все окружающие ребенка люди (в семье, у теть-бабушек и т.п., на детской площадке, в детском саду и так далее) трактовали эти жесты однозначно и также использовали их ПАРАЛЛЕЛЬНО с обычной, словесной речью.
На русском языке была разработана система "Понималка", приобрести которую можно, например, в Интернет-магазине "Озон" (см. ссылки ниже) или попробовать скачать в интернете.

Понималка: Первые жесты / Жесты "животные" / Жесты на каждый день (3 DVD), купить DVD фильм на OZON.ru


Понималка: Первые жесты, купить DVD фильм на OZON.ru


Основные жесты, с которых вам следует начинать, - это общепринятые жесты (типа «пока!»), а также движения, с помощью которых ребенок может выразить свои потребности. Обычно начинают со знаков, которые произвольно выбирают для обозначения слов «еще» (в вышеупомянутой книге для обозначения этого слова предлагается постукивание друг об друга сжатыми кулачками) и «всё», или «нет». Таким образом, ребенок сможет попросить добавки еды, повторения забавного опыта, продолжения сеанса просмотра мультиков или повтора песни – выразить ПРОСЬБУ, а также выразить ПРОТЕСТ. Как говорилось выше, именно эти два мотива являются ведущими в мотивации для общения с самого младенчества.
Далее выбор жестов индивидуален. Конечно, вы захотите, чтобы был отдельный жест, изображающий кошку, если кошка – полноправный член вашей семьи. Если у малыша есть сестра, понадобится жест для ее обозначения, а если нет – с этим жестом-словом можно повременить сколь угодно долго.

Важные требования к жестам: (1) ребенок должен легко их воспроизводить; (2) все окружающие ребенка люди должны знать, что именно обозначают эти жесты, и реагировать соответствующим образом; (3) жесты должны обозначать нечто важное для ребенка, то, что постоянно встречается или требуется ему в повседневной жизни; (4) жесты должны давать ребенку возможность выразить себя и мотивировать его для дальнейшего освоения систем коммуникации.
Обычно дети с синдромом Дауна готовы использовать первые жесты к году. Когда ребенок сможет говорить слова, он постарается озвучивать слово и одновременно делать жест. Постепенно жесты отпадут как нечто ненужное, когда ребенок полностью перейдет к словесному способу самовыражения. Обычно это происходит к пяти годам.
Важно не забывать, что при этой системе общения ребенок должен постоянно видеть вас, когда вы с ним разговариваете и параллельно жестикулируете. Вы должны постоянно уделять внимание ребенку и смотреть на него, когда он пытается вам что-то «сказать», просигнализировать. На первых порах помогайте ребенку сделать жест, взяв его руки в свои. Всякий раз, когда ребенок сделал какой-то условленный жест, повторяйте вслух соответствующее слово.

Общение с помощью досок с картинками (пиктограммами, буквами, словами)

На такой доске (или в блокноте с набором соответствующих картинок) ребенок показывает пальцем на изображение того, чего бы ему хотелось. Подобную систему можно разработать на основе компьютерных программ Boardmaker или Picture This.
Так, вы можете повесить на стену дома и/или в детском саду доску с обозначением горшка/туалета или фотографией вашего ребенка на горшке, за столом, в кроватке, на прогулке и так далее, и малыш будет показывать, чего он хочет сейчас. Можно сфотографировать предметы, ассоциирующиеся с типичными просьбами: стакан воды, горшок и проч. На кухне можно поместить доску или положить фотоальбом с фотографиями различных напитков и блюд, чтобы ребенок мог выбрать и показать вам, чего он хочет. Возле музыкального центра уместны будут обложки компакт-дисков с детскими песенками и сказками, чтобы ребенок мог совершить самостоятельный выбор и знать, что его выбор уважают. Можно также разместить фотографии, обозначающие различные игрушки и виды деятельности (гулять, купаться, смотреть мультики, играть с мячом…), чтобы лучше понимать, чего просит ваш ребенок.
Чуть более сложная система включает условные картинки, обозначающие различные понятия. Например, ребенок может прикрепить к доске карточки «хочу»+«творожок», а затем и более сложные структурно «я вижу»+«черный»+«собака».
Более старшим детям, умеющим читать (в случае серьезных проблем с речью), могут пригодиться для общения с близкими и малознакомыми людьми блокноты, где на каждой странице написаны какие-то слова или распространенные фразы.

Электронные устройства, синтезирующие речь

Это наиболее редкий и дорогой способ, который может пригодиться детям, отличающимся огромным желанием общаться и серьезными трудностями в использовании любой другой системы коммуникации. Так, ребенок может освоить озвученный плакат со слогами (самый дешевый, пожалуй, способ) или специально разработанную компьютерную программу.

Вышеописанные системы общения не являются взаимоисключающими. Ребенок с синдромом Дауна может использовать 10-30 жестов для обозначения действий и предметов и при этом показывать пальцем на прикрепленный на холодильнике магнит с изображением пакета с соком или мороженого, чтобы показать маме, чего ему сейчас хочется.

Как работать со словарем

Вы хотите научить ребенка понятию «красный» и слову/жесту, обозначающему «красный».
Соберите по всему дому красные предметы – полотенца, рубашки, игрушки. Сложите их в специальную коробку «для сокровищ». Пусть ребенок достает их по одному, а вы каждый раз будете говорить и показывать жестом «красный». Тренируйтесь каждый день на протяжении нескольких дней.
Разберите с ребенком вещи, отправленные в стирку. Отложите все красные вещи отдельно.
Пойдите в магазин и выискивайте там товары красного цвета. Возьмите с собой красную шапку или шарф, чтобы ребенок мог сравнить цвет и понять, что такое «красный».
Проведите «красный» день. Оденьтесь в красное. Приготовьте блюдо красного цвета, например, спагетти с томатным соусом, угостите ребенка клубникой, грейпфрутом, красным яблоком. Устройте экскурсию в пожарную часть. Купите ребенку игрушечную пожарную машину.
Когда ребенок усвоил понятие «красный», разложите вещи по местам и вернитесь к нормальной жизни. Но каждый раз, когда вам встречается что-то красное, повторяйте это слово и соответствующий жест.
Когда ребенок сможет сам повторить это слово и/или жест, задавайте ему вопрос: «Какого цвета?» (Ждите ответа ребенка.) «Красный. Правильно, это красный».

На этой стадии ваша главная задача – помочь ребенку освоить понятия, как активно (для использования в собственной речи), так и пассивно (для понимания). Грамматику и произношение вы отработаете позже.
Вводя новое слово, старайтесь привлекать разные сенсорные системы. Показывая ребенку машину, купите ему игрушечные машинки, дайте ему с ними повозиться. Прокатитесь на настоящей машине, обсудите производимые мотором и сигналом звуки, попробуйте их имитировать.
Предоставляйте ребенку возможность по многу раз слышать тренируемое слово (жест) и использовать его. Так, отрабатывая понятие «В (чем-то)» (где-то), создавайте разнообразные ситуации: укладывайте яблоки В корзину, кубики В коробку, сумку в магазине В продуктовую тележку, наливайте сок – он В стакане, и пр.
Используйте ситуации из реальной жизни и каждодневный опыт. Удобно изучать части тела, когда вы моете ребенка, а названия предметов одежды – в процессе одевания или выбора одежды в магазине. Изучая фрукты и овощи, приведите ребенка в продуктовый магазин, купите для ребенка фрукт и дайте его понюхать, потрогать, попробовать на вкус. У детей с синдромом Дауна затруднено абстрактное мышление, им может быть трудно соотнести пластиковое (гипсовое) и настоящее яблоко или узнать лимон на основании картинки в книжке. Апеллируя к разным сенсорным системам, вы добьетесь лучшего понимания и запоминания слова и понятия.
Не выделяйте, скажем, полчаса в день на занятия с ребенком – занимайтесь каждый день в течение дня, ненавязчиво. Учите ребенка, а не проверяйте его знания! Предоставляйте ему как можно больше возможностей попрактиковаться, он сам покажет вам, что усвоил. Не устраивайте ему экзаменов!
Повторяйте в игре то, что усвоено в реальной жизни. Выучив названия продуктов, поиграйте в магазин с игрушечными продуктами. Отрабатывайте понятия «вверх» и «вниз», играя с машинками и гаражом, и т.п.
У детей с синдромом Дауна часто плохо получается обобщать, переносить опыт из одной сферы в другую. К примеру, ваш малыш может усвоить, что розы в вашем садике – цветы, но не понимать, что соседские нарциссы – это тоже цветы. Старайтесь создавать как можно больше ситуаций использования слова. Ребенку нелегко понять, что животные, которые так по-разному выглядят, все называются «собаки», разные продукты – это всё «еда», а слово «машина» относится и к красным, и к синим автомобилям, и к «газелям», и даже к грузовикам.
Повторяйте за ребенком то, что он говорит. Повторяйте слово правильно, даже если ребенок искажает слово, но не заставляйте его тут же воспроизвести слово правильно. Если вы не понимаете, чего хочет ребенок, переспрашивайте, уточняйте, предлагайте варианты того, что, по вашему мнению, пытается сказать малыш. Так вы стимулируете его к дальнейшим попыткам, показываете, что вы его слушаете, уделяете ему внимание, цените его, в том числе как собеседника и как личность.
Следуйте за инициативой, проявленной ребенком. Если его заинтересовал какой-то предмет, назовите его нужным словом. Поговорите об этом предмете, перечислите его качества, найдите картинку с его изображением, игрушку в виде этого предмета…
Помогайте ребенку. Если у него не получается жест, возьмите его руки в свои. Если не выходит указать на картинку, возьмите его руку в свою и укажите на нужную картинку вместе. Четко и неоднократно произносите нужные слова, чтобы ребенок мог повторить за вами. Возможно, иногда вам придется подсказать ему начальный слог или начать предложение, чтобы ему осталось подставить лишь последнее слово.
Варьируйте высоту голоса, чтобы ребенку было легче: «большой» можно произносить более низким, грубым голосом, «маленький» - высоким голосом. Произнося слово «вверх», пропевайте его на две нотки, вторая выше первой, а слово «вниз» - наоборот.

Чтение книг


Малыши начинают разглядывать книги задолго до того, как научатся читать и говорить. Рассматривая книжку вместе с ребенком, вы ненавязчиво учите его, как ее правильно держать, как перелистывать страницы; что читаем мы слева направо и сверху вниз, и т.п. Самое важное, что можно сделать для того, чтобы научить ребенка читать, - это читать книги вместе с ним. Ребенок заметит, что буквы и слова не случайно имеют повторяющиеся формы и не слишком похожи на случайные каракули, постепенно начнет понимать в этом систему. Читая малышу, вы обогащаете словарь ребенка, помогаете ему различать звуки на слух.
Выбирайте книги о том, что интересно вашему ребенку, с яркими иллюстрациями. Адаптируйте – сокращайте и упрощайте – текст так, чтобы ребенок мог понять то, что вы читаете. Старайтесь, чтобы чтение вызывало только положительные эмоции, возьмите ребенка на руки, обнимайте его во время чтения. Читайте эмоционально, увлеченно.
Старайтесь вовлекать ребенка в процесс чтения, просите его повторить или подсказать знакомые ему слова, показать героя на картинке, попросите его имитировать какие-то действия, описываемые в книге. Так, при чтении «Курочки Рябы» даже маленький ребенок может попытаться произнести слова «баба», «деда», «ко-ко», «пи-пи» (как говорит курочка и мышка); имитировать, как дед и баба били по яйцу, как упало яичко, имитировать звуки плача деда и бабы над разбитым яйцом…
Создавайте персональные книжки о вашем ребенке, используя его фотографии в различные моменты, за разными делами. Можно выдумывать истории, используя фотографии, или заранее придумать сказку и наделать постановочных кадров с участием ребенка и/или его игрушек. Ромена Августова советует также придумывать стихи о вашем ребенке, они легче запоминаются благодаря ритму и рифме.
Подробнее о книге Ромены Августовой.

Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить


Во время одевания:
- части тела;
- предметы одежды;
- названия цветов;
- числительные;
- предлоги;
- слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…);
- глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).

Во время еды:
- названия продуктов;
- названия приемов пищи;
- названия посуды;
- глаголы (пить, есть, жевать, глотать…);
- прилагательные (горячий, холодный, пустой…);
- предлоги («в», «из»);
- экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).

Во время прогулки:
- названия транспортных средств;
- слова, связанные с погодными условиями;
- все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.;
- предметы одежды и глаголы одевания;
- глаголы движения;
- предлоги;
- названия звуков, звукоимитации;
- приветствия.

Во время игры:
- названия игр и игрушек;
- глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…);
- цвета и формы;
- глаголы,
- слова, связанные с погодными условиями.

Во время похода за покупками:
- названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина;
- глаголы (купить, положить, достать, вынуть…);
- названия предметов в магазине – касса, тележка…

Во время купания:
- названия частей тела, игрушек, мыло-шампунь-вода-душ…;
- глаголы (налить, брызгать…);
- прилагательные (мокрый, сухой, теплый, холодный, маленький…).

Во время укладывания в постель:
- существительные (кровать, одеяло, подушка, окно, ночник…);
- глаголы (читать, поцеловать, спать, укрыть…);
- стандартные фразы «спокойной ночи», «приятного сна».

Дети с синдромом Дауна способны усвоить множество понятий и постоянно расширять круг этих понятий и слов. Именно на стадии использования одного слова закладывается основа для дальнейшего освоения языка. Чтение поможет вам обогатить словарь ребенка и расширить его кругозор. Только постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.

P.S. На самой ранней стадии старайтесь показывать ребенку сам предмет (действие) и называть его словом. Когда мышление малыша будет более натренировано, можно переходить к картинкам, но не забывайте, что маленькие дети могут не воспринимать нарисованное на картинке как аналог предмета.

Обследование речи-диагностика, речевые карты
OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4

OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8


OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2

OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9


Продолжение следует: часть 4 «Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов».


На главную
Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от 0 до 6-8 месяцев: развитие навыков, необходимых для речи
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.
Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи)
Ссылки на ресурсы о СД
Ссылки на ресурсы, полезные для воспитания детей, в т.ч. специализированные сайты логопедов и дефектологов
Наш электронный адрес


Книги в Интернет-магазине ОЗОН
OZON.ru - Книги | Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз | Е. Е. Ляско | Современный учебник | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9268-0847-3OZON.ru - Книги | Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз | Е. Е. Ляско | Современный учебник | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9268-0847-3

OZON.ru - Книги | Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений | А. Г. Зикеев | Высшее профессиональное образование | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7695-3555-0OZON.ru - Книги | Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений | А. Г. Зикеев | Высшее профессиональное образование | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7695-3555-0

OZON.ru - Книги | Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет | Елена Янушко | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-901599-93-8OZON.ru - Книги | Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет | Елена Янушко | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-901599-93-8

OZON.ru - Книги | Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР | Л. В. Лопатина, О. В. Иванова | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89815-883-5OZON.ru - Книги | Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР | Л. В. Лопатина, О. В. Иванова | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89815-883-5

OZON.ru - Книги | Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи | В. К. Воробьева | Высшая школа | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 9787-5-17-034944-9, 978-5-371-12543-0, 978-5-9762-3993-7OZON.ru - Книги | Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи | В. К. Воробьева | Высшая школа | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 9787-5-17-034944-9, 978-5-371-12543-0, 978-5-9762-3993-7


Hosted by uCoz