| |||
На стадии одного слова ребенок уже может выразить себя, выразить то, чего он хочет. Однако не всегда его поймут правильно. Что значит «мяч» - «отдай мяч», «давай играть в мяч» или просто «это мяч»?
Значение слова, расширение словаряРебенок познает мир, соотнося символы-слова с понятиями (предмет «мяч» и сочетание звуков «м-я-ч»). Постепенно малыш понимает, что у значений и употребления слов есть много нюансов: тарелку разбивают, игрушку ломают, а бумагу рвут, хотя по сути значение этого процесса, в общем-то, одно и то же. Кроме того, одно и то же слово означает разные вещи в разных ситуациях. Словарный запас подразделяется на активный (те слова, что ребенок сам использует в речи) и пассивный (слова, которые ребенок в речи не использует, но понимает их значение). Ребенок с синдромом Дауна начинает накапливать словарный запас с самого начала, этот процесс продолжается и во взрослом возрасте. Как говорилось выше, дети с синдромом Дауна способны понять намного больше, чем сказать. В возрасте до 2 лет ребенок с синдромом Дауна может сказать или показать жестом в среднем до 14 слов, тогда как понимает он в этом же возрасте уже более сотни слов. Вначале усваиваются слова, которые имеют конкретное значение: ребенок видит предмет и слышит слово, например, «мяч», «молоко». Исследования показывают, что ребенок с синдромом Дауна понимает, воспринимает, запоминает и использует такие слова совершенно так же, как обычный ребенок, тогда как предлоги, союзы, прочие служебные слова даются ему с гораздо большим трудом. На стадии одного слова ребенок узнает, как называются все предметы, которые он видит, бытовые, обычные действия и так далее. Он сосредоточен на конкретном. Обычно первые десять слов, которые осваивает ребенок, - это имена/названия членов семьи, любимых продуктов и игрушек и ежедневно употребляемые слова типа «Пока», «Привет». Работа над словарным запасом обычно включает не только расширение словаря, но и расширение и уточнение ПОНЯТИЙ. Малыш должен понимать, что майка – это не только вот эта его белая майка, но существует понятие «майки вообще», и, если мы считаем, что он усвоил это слово, он должен узнавать майку на картинке, на вешалке в магазине и так далее. Кроме того, ребенок должен понимать, что майка – это не любой предмет одежды, что так нельзя называть, к примеру, штаны. Особого внимания заслуживают слова с относительным значением, такие как «раньше» и «позже» («рано» и «поздно»), например. Их трудно понять в отрыве друг от друга, для их понимания необходимо знать, что имеется в виду в данной ситуации. Обогащение словаря включает тренировку навыков следующих направлений: - категоризации, т.е. отнесения предмета к какой-то категории (молоко – это продукт питания); - классификации (времена года – это весна, лето, зима, осень); - употребления синонимов (слов с похожим значением) и антонимов (слов с противоположным значением); - употребления слов, которые чаще всего связаны общей ситуацией, например, «молоко – печенье», «носки – туфли»; - употребления слов, обозначающих род и вид (мебель – столы и стулья; еда (наиболее общая категория) – фрукты (более дробная категория) – яблоки и лимоны). Игры по развитию речи на сайте Лены Даниловой. Дети с синдромом Дауна, как правило, не осваивают новые слова с постоянной и неизменной скоростью. Обычно накопление идет постепенно, довольно постоянно, до 2 или 3 лет, а затем (между 2-3 или 3-4 годами) случается резкий прорыв с накоплением большего количества слов и понятий. После этой волны наступает некоторое замедление. Оно необходимо ребенку для того, чтобы как следует отработать усвоенные понятия и поработать над формой слов, над навыками их правильного произнесения. Как можно работать над расширением словаря Статья "Увеличение словарного запаса" на сайте Лены Даниловой. Называйте все предметы, на которые смотрит ваш ребенок. Повторяйте слово неоднократно. Если вам встретятся другие объекты, которые можно назвать так же, снова укажите ребенку на эти объекты и повторите это слово, чтобы он понял, что это не «имя» конкретного предмета. Смотрите на предмет, который называете, и указывайте на него пальцем. Не упускайте возможности обогатить словарь ребенка в ситуациях реальной жизни. Называйте продукты в магазине, предметы вокруг игровой площадки и так далее. Не забывайте также о глаголах: «что ты делаешь? Ты прыгаешь. Что ты делаешь? Куда ты бежишь?» и так далее. Играйте с куклами: пусть кукла попрыгает, а теперь пусть кукла ляжет, сядет, встанет… Играйте в ролевые игры, например, «Магазин». Подыскивайте книги о том, что происходит в реальной жизни ребенка. Съездив на море или планируя такую поездку, читайте книги о море, о пляже и так далее. По возвращении с курорта рассматривайте с ребенком ваши фотографии, вспоминайте, как и где вы отдыхали, называйте все, что встречается на фотографиях. Можете сделать свою собственную книгу с использованием фотографий вашей семьи и ребенка и сочинять собственные рассказы и сказки. Некоторые идеи по этому поводу - тут. Занимайтесь сортировкой предметов, отрабатывая навыки категоризации. Распределяйте с ребенком, к примеру, продукты и одежду по разным коробкам. Не обязательно выделять для этого специальное время: делая уборку, вы ненавязчиво сортируете предметы, книги ставятся на полку, игрушки убираются в ящик для игрушек. Не забывайте называть для ребенка каждый предмет. Если он уже знает слово «рубашка», прибавляйте «рубашка, рубашка – это одежда». Играйте в разнообразные игры со словами, «Я могу назвать пять видов фруктов» (для более старших детей) или своеобразные загадки «Банан – это животное? Нет, банан – это фрукт» для более младших. Подключайте игры типа лото. Игры лото могут оказаться полезными и для отработки и запоминания слов, включаемых обычно в одну ситуацию – собака, кость, поводок, будка, намордник… Что касается работы над грамматической правильностью речи, первыми навыками ребенка в этом смысле будут, скорее всего, следующие: - усвоение понятия множественного числа существительных (стул – стулья, стол – столы, дом – дома); - усвоение понятия притяжательных прилагательных (мамин, папин, Ирин); - понимание и отработка употребления рода существительных и согласуемых с ними прилагательных, местоимений (наша мама, наш папа), - понимание системы времен глагола. Ребенок с синдромом Дауна понимает больше, чем может сказать. Потому, чтобы не «загрузить» его сразу полной системой грамматических категорий глагола, имеет смысл начинать учить его использовать неопределенную форму глагола, инфинитив: писать, читать, спать. Неопределенную форму глагола можно использовать во многих широко употребительных структурах: Я (НЕ) ХОЧУ…, Я (НЕ) БУДУ…, МНЕ (НЕ) НРАВИТСЯ…, НАДО…, НЕ НАДО…, МОЖНО…, НЕЛЬЗЯ…, ПОРА…. Хороший способ работать над осознанием и правильным употреблением грамматических категорий – вопросы и ответы, в т.ч. по читаемым вместе книжкам. Сначала ребенок будет отвечать кратко («Куда пошла Маша? – В школу»), затем просите его отвечать более развернуто, стимулируйте его, чтобы он вначале имитировал структуру вашего предложения в ответе («Маша пошла в школу»), а затем и расширял высказывание, добавляя что-то самостоятельно. Подробнее об этом см. в книге Ромены Августовой (см. по ссылке выше), а также в работах отечественных логопедов, например, на ресурсе pedlib.ru. Обращайте внимание на работы о преодолении лексико-грамматического недоразвития речи. Так, нам кажется очень полезной, например, эта книга: Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей на pedlib.ru. Продолжение следует...На главную Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь. Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи. Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся. Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи) Ссылки на ресурсы о СД Ссылки на ресурсы, полезные для воспитания детей, в т.ч. специализированные сайты логопедов и дефектологов Обзор имеющихся в продаже книг по подготовке к школе детей с синдромом Дауна и занятиям в системе коррекционного обучения. Напишите мне |
OZON.ru - Книги | Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз | Е. Е. Ляско | Современный учебник | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9268-0847-3 |
OZON.ru - Книги | Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет | Елена Янушко | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-901599-93-8 |