Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Солнечные дети с синдромом Дауна. Стимуляция детей для развития речи: от рождения до первого слова
 

Развитие речи: стимуляция детей от рождения до первого слова.
Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин.

(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой.
При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.


Чтобы расти и развиваться, вашему ребенку нужна сенсорная стимуляция, стимуляция всех органов чувств. Надо создать для него развивающую среду. Ребенок познает мир, когда смотрит и видит, слушает и слышит, трогает и ощущает. Менее известны следующие чувства: вестибулярное (ощущение движения и равновесия) и проприоцептивное (внутреннее осознание того, как в пространстве расположено тело и все члены). Все эти чувства крайне важны для развития речи и других жизненно важных навыков. См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.
Статья Стимуляция сенсорного развития на сайте "Даунсайд Ап".
Общайтесь с ребенком с самого начала, разговаривайте с ним, пойте песенки, качайте под музыку. Смотрите ребенку в глаза, приближайте свое лицо к личику ребенка, чтобы он лучше вас разглядел.
Здесь мы расскажем вам о том, как заниматься с ребенком в первые 6-8 месяцев жизни.

Визуальная стимуляция

Младенцы лучше всего концентрируют взгляд на близких к ним ярких предметах. Больше всего их привлекает красный цвет и контраст белого и черного. Кроме того, дети с рождения с повышенным интересом относятся к человеческим лицам. Давайте малышу побольше возможностей разглядывать ваше лицо, мимику, пока вы разговариваете с ним и поете ему песенки. Старайтесь, чтобы ребенок как можно дольше концентрировал внимание на вашем лице: стройте рожицы, издавайте всякие забавные звуки. Поставьте на кровать зеркало, лягте рядом с ребенком и стройте рожицы, пусть малыш разглядывает ваше лицо и свое. Подражайте мимике ребенка.
Повесьте над кроваткой и в ней разноцветные мобили, погремушки, картинки. Возьмите большой мяч, поднесите поближе к лицу ребенка и скажите: «Мяч. Какой большой мяч! Какой красивый мяч!». Старайтесь говорить эмоционально, с восторгом.
Всем родителям хочется видеть ответную реакцию. Некоторые дети с синдромом Дауна будут очень живо реагировать на все, тогда как другие младенцы будут лежать безучастно. Не опускайте руки, старайтесь вызвать реакцию, рано или поздно вы увидите интерес в глазах ребенка! Постепенно он научится фокусировать взгляд, рассматривать ваше лицо, радоваться вам, если вы будете проводить больше времени с ним, давая ему возможность научиться это делать.

Слуховая стимуляция

Малышам с синдромом Дауна предстоит научиться не только слышать разнообразные звуки, но и концентрироваться на их восприятии (подобно тому, как младенцы учатся фокусировать взгляд). Старайтесь, чтобы ребенку предъявлялось не слишком много разнообразных звуков в каждый отдельный момент. Многим детям мешают слишком громкие звуки, другим же трудно выделять значащие звуки (голос матери) на фоне шума.
Старайтесь имитировать звуки, которые издает ваш младенец. Повторите звук так точно, как только можете, а потом поиграйте с ним, повторите его высоким, тонким голосом, потом низким, грубым голосом.
Устанавливайте для ребенка связь между объектом и производимым им звуком. Взяв игрушечную утку, назовите ее «утка, уточка», сообщите ребенку: «Утка говорит: кря-кря. Как говорит утка? Кря-кря». Привлекайте игрушки в форме зверюшек, детские музыкальные инструменты (колокольчик динь-динь, барабан бам-бам). Конечно, малыш еще долго не сможет повторить это за вами, но стимуляция не пропадет даром.
Приготовьте побольше погремушек, колокольчиков, издающих разнообразные звуки. Играя с ними, давайте малышу послушать и сравнить эти звуки, но не забывайте также давать ему возможность самому их извлечь. Постепенно он установит логическую связь между источником звука и звуком!
Часто называйте ребенка по имени. Если он пока не отзывается на свое имя, привлеките его взгляд яркой игрушкой и снова несколько раз назовите его по имени.
Если у вашего ребенка есть какие-то проблемы со слухом, обязательно обратитесь к специалисту. Подробнее об этом тут.

Тактильная стимуляция

Маленький ребенок познает мир через осязание. Не случайно младенцы тянут все в рот. Вы должны дать малышу возможность «обследовать» ртом предметы различной формы и фактуры, мягкие и твердые, прохладные и теплые, резиновые и пластиковые и т.д. Каждый раз, когда ребенок облизывает, сосет новую игрушку, его мозг получает сигнал о том, какими качествами обладает этот объект.
Если малыш сам не тянет предметы в рот, можно использовать мягкую зубную «щеточку» для массажа десен, внутренней поверхности щек и язычка ребенка.
Растирайте и массируйте тело ребенка. Можно ласково или быстро потереть лицо, щеки и язычок ребенка чистым полотенцем. Прикасайтесь к лицу малыша ваткой, кусочком бархата, кусочком жесткой ткани… Вотрите в щеки немножко массажного масла. Играйте с ребенком в игры, требующие прикосновений к лицу («Стенка-стенка-потолок…», «Лес-поляна-бугор-яма» и прочие). Одного такого «сеанса» в день вполне достаточно.
Побуждайте ребенка имитировать ваши мимические движения: облизывание губ, прищелкивание языком и т.п. Старайтесь держать лицо поближе к лицу ребенка, чтобы ему было хорошо видно, что именно вы делаете.

В раннем детстве закладываются многие важные аспекты коммуникации. И именно от родителей зависит, насколько успешно их освоит ребенок.

Очередность действий

В разговоре всегда есть говорящий и слушающий, они регулярно меняются ролями. Пока ваш ребенок не разговаривает, надо научить его соблюдать очередность действий в игре. Вы можете делать по очереди все, что угодно, например, шлепать рукой по воде во время купания.
О важности обучения этому навыку рассказывается в книге "Маленькие ступеньки".
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит, когда плачет или гулит. Повторите то, что он «сказал», потом сделайте паузу, как бы ожидая от него ответа. Это должно стать вашим золотым правилом. Разговаривая с ребенком во время одевания, купания и т.д., всегда делайте паузы, как бы ожидая ответа от него. Если он издаст какой-то звук, отвечайте естественно, например, «Да что ты говоришь!» или «Неужели?». Старайтесь, чтобы ваша беседа выглядела, как настоящий разговор. (Когда ребенок подрастет, можете использовать игрушечный телефон.)
Поставьте зеркало так, чтобы ребенок его видел. Некоторые дети с синдромом Дауна охотно «общаются» с зеркалом и сразу начинают издавать больше звуков.
Разговаривая с ребенком, держите лицо так, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Многие родители говорят с малышами так, как нужно, не задумываясь об этом. Однако все же отметим, как именно следует говорить с младенцем: высоким (тонким) голосом, короткими предложениями, гораздо медленнее, чем обычно, повторяя слова и фразы по многу раз. Когда ребенок станет старше (2-3 года), вы уже не будете пищать при разговоре с ним, однако необходимость в коротких фразах и повторениях не отпадет еще долго.
Как тренировать
- Когда ребенок начинает делать что-то осознанно, тренируйте действия по очереди. Например, побейте в игрушечный барабан и протяните барабан ребенку. Если он не станет бить в него сам, возьмите его руки в свои и постучите. Комментируйте: «Теперь мамина очередь… теперь очередь Саши». Старайтесь, чтобы каждая «очередь» длилась не слишком долго, чтобы малыш понял, что от него требуется.
- Другой способ тренировки – катать мячик от одного игрока к другому. Не забывайте подчеркивать: «Моя очередь… твоя очередь». Есть много вариантов этой игры – можно катать машинку, например, катать ее по тоннелю из обувной коробки…
- Многие другие игры также строятся на очередности, например, прятки и их простейший вариант «ку-ку», когда вы прячете личико младенца и потом свое лицо под пеленкой.
- Замечательный способ научить ребенка осознавать понятие очередности – время, когда вы играете с ним и повторяете звуки за ним. (Об этом см. выше.) Когда малыш подрастет, он тоже постарается имитировать издаваемые вами звуки. Это очень весело.

Осознание ценности общения

Для того чтобы ребенок понял, что общение имеет ценность, чтобы у него была мотивация, старайтесь быстро реагировать на звуки, которые издает малыш, на его плач. Помогите ребенку, сделайте то, чего он от вас ждет (покормите, переоденьте), комментируя свои действия.
Комментируйте также то интересное, что происходит вокруг и может привлечь внимание вашего ребенка, например, на прогулке: «Это самолет пролетел. Как громко он шумит, да?».
Желание общаться
Ключ к желанию общаться – понимание, что с помощью общения можно изменить мир вокруг себя, добиться воплощения какого-то желания. Исследования показывают, что, если на плач, смех и крики детей не поступает никакой реакции, дети начинают издавать меньше звуков и меньше плакать. Другими словами, они перестают пытаться наладить общение.
Не нужно ждать, пока ребенок заговорит, чтобы стимулировать его желание общаться. Просто воспринимайте все, что он делает, как сигнал к общению. Если он потянулся к игрушке, подайте ему игрушку и скажите: «Ты хочешь мишку? Это мишка». Таким образом постоянно стимулируйте ребенка к тому, чтобы вступать в контакт с вами.
Через какое-то время вы увидите, что малыш делает что-то и ждет вашей реакции. Например, уронив игрушку, он начинает ловить ваш взгляд и издавать какие-то звуки. Он понимает, что таким образом он может «заставить» вас подать ему упавшую игрушку. Значит, он понимает, что с помощью общения он может воздействовать на окружающий мир! Это важнейший шаг вперед.
Главные стимулы для общения в раннем детстве – выражение просьбы (дай покушать, например) и протестa (не хочу, не буду). Ребенок выражает просьбу плачем, тем, что тянется к соску, чуть позже – протягивая к вам ручки, чтобы вы взяли его на руки. Обратите внимание на то, что вызывает у младенца бурный протест. Пытается ли он закрыть ушки от громких звуков, закрыть глаза от яркого света? Начинает ли он плакать, если его тела касается что-то колючее, шершавое? Боится ли он купаться? Такие симптомы могут свидетельствовать о повышенной чувствительности ребенка.
Относитесь к просьбам и протестам ребенка с большим вниманием с самого начала. Этим вы мотивируете его общаться с вами.

Общепринятые жесты

Младенцы улыбаются, смеются и плачут ненамеренно. Намеренное использование этих средств (как средств общения) приходит позднее. Дети с синдромом Дауна не являются исключением: как правило, они проявляют желание общаться с другими с самого раннего возраста.
Постепенно учите малыша общепринятым жестам: «Баба уходит. Помаши ручкой: пока-пока». Поначалу помогайте ему помахать ручкой, показывайте, как вы машете ручкой. Тренируйтесь с папой, братьями и сестрами, игрушками. Бурно реагируйте, показывая свой восторг, когда малыш начнет махать ручкой сам.

Навыки, необходимые для общения (ранний этап)

Кроме описанных выше на этой странице и в первой части работы навыков зрительного, слухового и тактильного восприятия, для общения также необходимы навыки внимания, подражания, совершения неких мыслительных операций.
Внимание – это способность сконцентрироваться, сосредоточиться на человеке, предмете или явлении. Младенец учится фокусировать взгляд на лице склонившегося к нему взрослого или на яркой погремушке. Ребенок учится управлять своим вниманием с помощью различных сенсорных каналов, уделять внимание предметам, звукам, тактильным ощущениям. Не забывайте о том, что большую роль играют регулярные проверки зрения и слуха детей с синдромом Дауна!

Зрительное восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.
(1) Вы должны научить ребенка смотреть вам в глаза, сосредоточиться на вашем лице. Для этого, как описано выше, старайтесь проводить с ним больше времени, улыбаться ребенку, строить ему рожицы и т.п. Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».
Приближайтесь ближе к личику ребенка, а затем отодвигайтесь дальше. Проделывайте это медленно.
Когда вы смотрите ребенку в глаза, улыбайтесь, пойте песенки. Когда вы закончили, перестаньте улыбаться и петь и отведите взгляд.
Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)
Если малыш сам смотрит на вас, отнеситесь к этому как к приглашению к общению. Улыбнитесь, скажите ему что-нибудь доброе и веселое.
Иногда можно и пошалить – надеть смешной головной убор, очки или приклеить себе на щеку или на лоб наклейку. Малышу будет интересно: а что он увидит в следующий раз?
Когда малыш освоил взгляд глаза в глаза и может удерживать взгляд на вашем лице, играйте с ним в «ку-ку» и другие подобные игры.
(2) Умение следить взглядом за движущимся предметом. Это умение возникает не сразу. Предоставляйте ребенку возможность научиться этому с помощью ярких предметов, издающих интересные звуки. Например, водите перед глазами ребенка вправо-влево игрушечную собачку и приговаривайте «ав-ав». С более старшим ребенком можно выдувать мыльные пузыри и следить за тем, как они летят, или играть с воздушным шариком. (Согласно программе Каролина, ребенок в возрасте 9-12 месяцев должен уметь искать взглядом упавшую игрушку, смотреть в нужном направлении или также двигаться за мячом, который упал и покатился.)
(3) Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок все больше времени мог уделить рассматриванию объекта и наблюдению за движущимися объектами.
(4) Фиксирование взгляда на объектe.
Чтобы тренировать это умение, вначале вам придется просто называть каждый предмет, на котором случайно задержался взгляд младенца. «Это кукла», «Вот твоя бутылочка». Ищите вместе с ребенком нужный предмет: «Где бутылочка? Вот она! Вот бутылочка!».
Далее ребенок должен научиться посмотреть на вас, проследить, на что вы смотрите, и также уделить внимание этому предмету («Посмотри, какая птичка!»). Это умение необходимо для основного этапа в развитии речи – когда вы будете говорить ребенку, как называется тот или иной предмет.
Возьмите яркую игрушку, например, мяч, и держите ее рядом со своим лицом; когда ребенок посмотрит на вас, медленно отводите игрушку от своего лица и сами следите за ней взглядом. Комментируйте «уход» игрушки, модулируя громкость и высоту голоса, это побудит ребенка следить за движущимся объектом. Эмоционально называйте слово, повторяйте название неоднократно: «Мяч, мяч, смотри на мяч!».
Когда в ваше поле зрения попадает что-то, что очень нравится ребенку, разыграйте эмоциональную сцену: «Смотри, ПАПА!». Покажите пальцем в сторону папы, обрадуйтесь его появлению.

Слуховое восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.
Ваша цель – добиться того, чтобы ребенок обращал внимание на окружающие его звуки. Конечно, вы ставите для него различную музыку, поете песенки. Очень хороши в этом плане песенки с действиями («Мишка косолапый», например), они учат ребенка уделять внимание тому, что он слышит.
(1) Определение местонахождения источника звука. Ребенок должен научиться определять, откуда же исходит привлекший его звук. Чтобы научить его этому, используйте различные источники звука: свистки, колокольчики, мятый целлофан, кастаньеты, хлопайте в ладоши и так далее. Сначала издавайте звук в поле зрения ребенка, прямо перед его лицом. Затем переместите источник звука вправо или влево от ребенка. Если он не обращает внимания, скажите ему: «Слушай! Что это? Ну-ка посмотри!». Тренируйте малыша, чтобы он следил взглядом, а затем и поворачивался к источнику звука. Если малышу трудно поворачиваться, посадите его к себе на колени так, чтобы источник звука был вне его поля зрения. Прослушайте звук, скажите: «Ой, что это?» и сами поверните ребенка лицом к источнику звука. Наградите малыша улыбкой и объятием за то, что он повернулся. Играйте в такие маленькие игры много раз в течение дня. Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.
(2) Ребенку необходимо понять, какие звуки имеют смысл, на какие звуки надо обращать внимание (голос мамы), а на какие – не обязательно (шум холодильника, тиканье часов). Если малыш не научится этому, может произойти «перегрузка» и даже «отключение» сенсорной системы. В более старшем возрасте это умение не раз ему пригодится, например, во время занятий в школе: надо слушать, что говорит учитель, а не что говорят одноклассники.
Запишите на магнитофон знакомые бытовые звуки: дверной звонок, лай собак. Проиграйте пленку младенцу и последите за ним. Замирает ли он, слушая, расширяет ли глазки? Объясните ребенку, что именно он слышит. Давайте ребенку возможность слушать голоса родных по телефону. Комментируйте: «Это баба говорит. Слышишь, это баба!».
Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.
Старайтесь постепенно увеличивать период времени, в течение которого малыш может сосредотачиваться на активном слушании: пойте ему более длинные песенки, разговаривайте с ним подольше.
(3) Звуковое сосредоточение. Заведите игру: вы с ребенком сидите тихо-тихо и слушаете, а потом комментируете, что вы слышали: это собака залаяла, это мотоцикл проехал. С более младшими детьми хорошо начинать со звуков, издаваемых различными животными.
Найдите фотографии различных источников звука, подпишите, как они звучат, и сделайте магнитный фотоальбом с подписями: «Кошка. Мяу. Собака. Ав-ав» и так далее. Рассматривайте альбом вместе с ребенком и имитируйте звуки. Запишите на магнитную пленку звуки, издаваемые животными на ферме, прослушивайте пленку с ребенком, определяя, кто из животных «говорит» в данный момент.
С такими фотографиями и пленкой можно также играть в звуковое лото: поставьте пленку, и, как только раздается «хрю», нужно закрыть на большой карте графу с поросенком…
Не забывайте об окружающих вас звуках: звук кухонного комбайна, проехавшей машины, шипящего на сковородке масла и т.д. Привлекайте внимание ребенка к этим звукам, просите его попробовать их имитировать или описать.
Соберите «звуковую шкатулочку». Туда можно положить свисток, колокольчик, дудочку, маракас, две деревянные ложки, контейнер из-под киндер-сюрприза с фасолью или крупой внутри и так далее. Поиграйте с ребенком.
Послушайте и обсудите звуки, которые вы слышите. Поиграйте в угадайку.

Тактильное восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.
Приобретите или сделайте специальную книжку, в которой на каждой странице будет кусочек какого-то материала, который можно потрогать (мех «киски», наждачная бумага и так далее). Она вам пригодится и в дальнейшем, когда вы будете работать над расширением словарного запаса ребенка (мягкий, пушистый, шершавый…).
Позволяйте ребенку играть с различными на ощупь предметами, например, желе или вареными макаронами.
Прикасайтесь к ребенку предметами различной текстуры. Растирайте личико ребенка мягким, а потом более жестким полотенцем, например. Для разнообразия используйте массажное масло или лосьон.
Разрешайте ребенку тянуть игрушки в рот и исследовать их таким образом, это очень важно для развития речи.
Чистите зубы и десны ребенка специальной детской зубной щеткой.

Подражание

Подробно о подражании тут.
Подражание – основа обучения. Многие игры строятся на подражании, когда игроки должны повторять движения за ведущим.
Старайтесь подражать действиям ребенка. Если он хлопнул по столу, и вы хлопните. Тогда у него будет больше мотивации подражать вашим действиям (и заодно можно поучиться соблюдать очередность, о чем см. выше). Пробуйте разные действия и побуждайте ребенка подражать вам. Пока это не речевое подражание. Выбирайте такие действия, которые ребенок может выполнить (хлоп-хлоп по столу). Поначалу можно помогать ребенку, махать его руками, шагать его ножками и т.п., чтобы он понял, что от него требуется.
Имитация жестов
Помаши ручкой «пока-пока».
Дотронься до носа.
Похлопай в ладоши.
Положи руки на голову.
Покачай головой из стороны в сторону.
Покивай головой вверх-вниз.
Стисни губы.
Улыбнись.
Дотронься до кончиков пальцев на ногах.
Облизни губы.
Надуй щеки.
Открой рот.
Похлопай губами.
Поиграй в «какой большой» (поднимайте руки над головой)
Когда ребенок научится имитировать жесты, займитесь имитацией жеста плюс одновременно звука.
Надуй щеки и сдуй их со смешным звуком.
Погладь живот круговым движением, приговаривая «ммм».
Повози машинку вперед-назад и скажи «брм, брм».
Поводи игрушечную собачку по столу, приговаривая «ав-ав».
Помаши рукой и скажи «пока».

Мыслительные процессы

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.

Постоянство объекта

Ребенок должен понимать, что предмет никуда не девается, даже если его нет в поле зрения. Осознание этого приходит также не сразу. Детям с синдромом Дауна особенно трудно это понять, т.к. у них нередки сложности с абстрактным мышлением.
Разнообразные упражнения для тренировки этого навыка приводятся, в частности, в программе Каролина(блоки 1, 2, 4). Так, младенца постепенно учат продолжать смотреть на человека, который накрыл лицо платком. Сначала можно разговаривать с ребенком, чтобы удерживать его внимание, но постепенно он поймет, что вы никуда не делись, даже если вы молчите, и будет ждать, пока вы с веселым «ку-ку» не появитесь из-под платка, как сотню раз до этого!
Играйте с ребенком в прятки: прячьте поначалу большие игрушки, такие как пляжный мяч, под маленькие платки, чтобы их было видно. Не забывайте комментировать все свои действия: «Где мяч? Где мяч? Вот мяч!!». Прячьте под пеленку музыкальные игрушки, продолжающие играть мелодию, пока вы их ищете. Играйте в «ку-ку», прячась сами и пряча ребенка под пеленку. Играйте с ребенком в «стаканчики», пряча шарик под одним из трех стаканов. Прячьте небольшую игрушку в руку и просите ребенка угадать, в правой она руке или в левой. Носите ребенка по квартире и ищите с ним знакомые предметы, которые всегда находятся на одном и том же месте: где холодильник? А где ванная?

Причинно-следственные связи

Крайне важно для развития мышления и для развития речи осознавать причинно-следственную связь между событиями. Именно осознание этой связи побуждает ребенка передвигать ножки и ручки, когда он учится ползать, нажимать на кнопки музыкальных игрушек или «шкатулок с секретом», из которых выпрыгивает игрушечный чертик. Также это связано с мотивацией для общения: если ребенок делает что-то, на что поступает реакция, он будет делать это снова и снова. Значит, у него будет мотивация.
Для развития этого навыка используйте подходящие игрушки, такие как описано выше. Также обратите внимание на программу Каролина.
Пришейте бубенчики на резинку для волос и наденьте ее младенцу на ручку или на ножку. Он поймет, что звуки раздаются тогда, когда он двигает ручкой/ножкой. Только не оставляйте ребенка без присмотра с этой игрушкой!
Поиграйте с выключателем, включая и выключая свет в темной комнате.

Планирование действий, необходимых для достижения цели

Ребенок должен научиться планировать, что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели. Если на пути к желаемой игрушке лежит что-то, это что-то нужно оттолкнуть. Если игрушка слишком далеко, к ней нужно подползти.
Если мячик не хочет выкатываться из-под кровати, можно использовать какой-нибудь вспомогательный предмет, например, вытолкнуть мяч палкой.
Для тренировки этого навыка давайте ребенку игрушки на веревочке (которые можно подтащить к себе за веревочку).
Побуждайте ребенка двигаться к интересному объекту (заодно тренируя навыки общей моторики).
Поместите небольшую, легкую преграду между малышом и тем, что он хочет. Понаблюдайте, оттолкнет ли он сам преграду. Помогите ему, если сам он пока не справляется.
Покажите ребенку, как использовать вспомогательные объекты: как вытолкнуть мяч из-под кровати, например. Покажите, как наполнять ведерко песком с помощью лопатки. Помогите ребенку сделать это самому.
Создавайте для ребенка ситуации, когда ему нужно преодолевать препятствия, например, прячьте лакомство в коробку с плотно закрывающейся прозрачной крышкой. Если ребенок не может сам открыть коробку, пусть попрактикуется в формулировании просьбы о помощи!
Поиграйте в более сложную игру. По условному сигналу – звуку, который может издать ваш ребенок, - должно начать происходить что-то интересное. Например, брат говорит «бабаба», и мама с папой пускаются в пляс. После нескольких повторений малыш захочет сказать «бабаба»!

Для речи также нужны некоторые физические процессы.

Дыхание

Мы обычно тратим одинаковое количество времени на вдох и на выдох. Но речь строится на выдохе (90% выдоха и 10% вдоха).
Играя с ребенком, учите его увеличивать время выдоха. С самого раннего возраста, имитируя звуки, которые произносит ребенок, увеличивайте время их звучания. Малыш говорит «а», вы говорите «ааааа».

Кормление

Статья Проблемы кормления (часть 1) и Проблемы кормления (часть 2) на сайте "Даунсайд Ап".
Помните, что кормление важно не только само по себе, для роста и развития ребенка, но и как способ тренировки всех тех органов, что нужны для речи!
Постепенно младенец осознает, как именно движутся его губы, язычок и другие органы.
Зачастую родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с проблемами при налаживании кормления. Это может быть связано с низким тонусом (гипотонусом) мышц.
Если малышу трудно сомкнуть губы на соске, потрите его губки, помассируйте подбородок и участок под ним. Когда ребенок не занят едой, можете попробовать приложить к ротику кусочек льда, чтобы помочь ему почувствовать свои губки и язык. Можете попробовать помассировать язычок: ритмично похлопайте по нему сосочкой или чистым пальцем. Когда тонус языка улучшится, вы это почувствуете. Тогда можете попробовать стимулировать движения язычка вверх-вниз, вправо-влево, стимулировать язычок прогнуться – сформировать центральный «желобок».
Когда ребенок начинает кушать с ложки, рекомендуется использовать маленькую и неглубокую ложечку, давая с каждой ложечкой небольшие «порции». Старайтесь давать ребенку разнообразную по фактуре пищу для стимуляции тактильных ощущений внутри рта: детскую растворимую кашку, фруктовое пюре, овсянку, творожок, картофельное пюре, затем пюре из мяса, йогурт, супы.
Как только ребенок будет готов к поглощению более твердой пищи, вы должны предоставлять ему возможность научиться жевать, совершать и совершенствовать движения язычка в горизонтальной плоскости.
Сверхчувствительные дети могут оказаться большими привередами в еде. Они могут отказаться есть блюдо, для которого вы смешали несколько ингредиентов. Они могут предпочитать только горячее или только теплое, отказываясь от еды другой температуры.
Многим детям с синдромом Дауна трудно перейти от бутылочки к питью из чашки. Для облегчения этого перехода давайте поначалу более густое питье, например, фруктовое пюре, разведенное соком. Трудно пить из полупустой чашки: надо сильно запрокидывать голову назад, и ребенок может поперхнуться. Во избежание этого рекомендуется использовать чашку с «вырезом». Сделайте полукруглый вырез с одной стороны пластикового стаканчика и давайте ребенку пить с другой стороны – тогда ему не придется запрокидывать голову. (Иногда такие чашки можно найти в продаже.)
Для укрепления мышц языка и губ полезно питье через соломинку. Детям обычно легче пить через широкую и короткую соломинку. Разумеется, густые жидкости труднее высасывать, поэтому начните учить ребенка пить через соломинку с жидких напитков.

Навыки произнесения звуков

Тренируйтесь с ребенком в произнесении звуков перед зеркалом. «Это кто там такой? Какой хороший малыш. Смотри, как я говорю: п, п, п».

Проследим этапы развития речи.
Первый этап. Плач.
Второй этап. Более разнообразные звуки – плач, смех, гуление, вокализации. Поощряйте вокализации, повторяйте за ребенком издаваемые им звуки. Он будет в восторге и постарается показать себя с еще более лучшей стороны.
Третий этап. Лепет: бабаба, мамамама, папапа. Обычно возникает в возрасте 6-9 месяцев. На этом этапе вы должны выражать восторг и энтузиазм, подкрепляя желание ребенка лепетать. Повторяйте за ребенком то, что он говорит, а затем варьируйте сказанное им, используйте более низкий или более высокий тон и т.п.
Четвертый этап. Ребенок использует интонации, свойственные языку, старается использовать правильный ритмический рисунок. Набирает пассивный (!) словарный запас. Слов он пока не знает или использует простейшие слова «папа», «баба». Он начинает имитировать слова, повторять за вами (в 1-2 года). Ребенок почти готов к тому, чтобы перейти на стадию первых слов.

Имитация звуков (но пока не слов)

Издайте губами звуки воздушного поцелуя
Имитируйте плач
Имитируйте чихание
Имитируйте кашель
Имитируйте звуки, издаваемые при зевании
Имитируйте звуки, издаваемые довольным младенцем, воркование, мурлыкание
Имитируйте звуки окружающей среды: проезжающих машин, их сигналов, пылесоса и пр.
Когда ребенок научится имитировать различные звуки, начинайте имитировать звуки языка, слоги и слова. «Ба-ба-ба», «ла-ла-ла», «та-та-та», затем варьируйте гласные: «бу-бу-бу». Переходите к знакомым словам, построенным по тому же принципу: «мама», «папа», «баба». Бурно показывайте свою радость, если малыш повторит это слово.


Все родители с нетерпением ждут, когда же их ребенок скажет свое первое слово. Но, как мы видим, для этого малышу необходимо проделать огромную работу! Цените это, помогайте малышу на пути к его первому настоящему слову.

Продолжение следует, часть 3 «Стадия одного слова».
На главную
Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь.
Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.
Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи)
Ссылки на ресурсы о СД
Ссылки на ресурсы, полезные для воспитания детей, в т.ч. специализированные сайты логопедов и дефектологов
Наш электронный адрес



Книги в Интернет-магазине ОЗОН
OZON.ru - Книги | Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз | Е. Е. Ляско | Современный учебник | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9268-0847-3OZON.ru - Книги | Развитие речи. От первых звуков до сложных фраз | Е. Е. Ляско | Современный учебник | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9268-0847-3

OZON.ru - Книги | Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений | А. Г. Зикеев | Высшее профессиональное образование | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7695-3555-0OZON.ru - Книги | Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений | А. Г. Зикеев | Высшее профессиональное образование | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7695-3555-0

OZON.ru - Книги | Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет | Елена Янушко | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-901599-93-8OZON.ru - Книги | Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет | Елена Янушко | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-901599-93-8


Обследование речи-диагностика, речевые карты
OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4

OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8


OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2

OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9

OZON.ru - Книги | Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР | Л. В. Лопатина, О. В. Иванова | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89815-883-5OZON.ru - Книги | Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР | Л. В. Лопатина, О. В. Иванова | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89815-883-5

OZON.ru - Книги | Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи | В. К. Воробьева | Высшая школа | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 9787-5-17-034944-9, 978-5-371-12543-0, 978-5-9762-3993-7OZON.ru - Книги | Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи | В. К. Воробьева | Высшая школа | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 9787-5-17-034944-9, 978-5-371-12543-0, 978-5-9762-3993-7


Hosted by uCoz