Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Проблемы развития речи и смежные проблемы
 

Мальчик на фото, Даниэль, неплохо говорит на 2 языках.

Автор: Libby Kumin, National Down Syndrome Society
Детям с синдромом Дауна обычно трудно научиться понимать речь и говорить. Большинство детей этому все равно научатся, однако надо помнить, что многим детям для этого понадобится помощь логопедов, дефектологов. Им может помочь поначалу язык жестов, картинки, электронно синтезированная речь.

Вопрос: Часты ли у детей с синдромом Дауна проблемы со слухом?
Ответ: В раннем детстве у всех детей нередки ушные инфекции. Но у детей с синдромом Дауна особое строение ушей (короткие и узкие каналы), поэтому они более подвержены накоплению жидкости за барабанной перепонкой. (Это отит среднего уха с эффузией.) В среднем ухе накапливается и воспаляется жидкость, нередко заносится инфекция. Из-за жидкости ребенок начинает хуже слышать и постепенно может терять слух. Ребенка должны наблюдать педиатр и отоларинголог (лор-врач), а также ребенок должен проходить аудиометрию. Первый раз это нужно сделать после рождения и далее каждые 6 месяцев в первые три года жизни и ежегодно с 3 до 12 лет. Лечат таких детей обычно антибиотиками или откачивают жидкость. О проблемах со слухом - на Downsideup.org

Вопрос: Как проблемы со слухом сказываются на речи?
Ответ: Речи мы учимся с помощью слуха, зрения и осязания. Слух крайне важен для речи, и, если жидкость хронически застаивается за барабанной перепонкой, это негативно сказывается и на развитии речи. Само наличие жидкости снижает остроту слуха. Когда дети неотчетливо слышат слова, им трудно соотнести звучащие образы с ситуацией.

Вопрос: Как питание связано с речью?
Ответ: При речи задействованы те же органы, что и при питании и дыхании. Гипотонус (пониженный тонус мышц) мешает питанию и также мешает речи. Дети набираются сил и начинают сосать лучше, тренируя тем самым необходимые для речи органы. Если у вашего ребенка проблемы с сосанием, лучше обратиться к специалисту по вскармливанию, т.к. это поможет в дальнейшем развитию речи.
О питании читайте здесь: Обзор книги Серзов.

Вопрос: Какие еще навыки нужны для речи?
Ответ: Это также навыки имитации звуков, умение соблюдать очередность (тренируется в играх, например, в игре в «прятки»), зрительные навыки – умение концентрироваться на говорящем, на объектах; навыки слуховой концентрации – умение в течение какого-то времени слушать музыку и речь); тактильные навыки – изучение предметов путем обсасывания, облизывания, прикосновений; умение оперировать артикуляторными органами – языком, губами, а также познавательные навыки – знание о постоянстве предметов, понимание причинно-следственной связи и так далее.

Вопрос: Когда мой ребенок скажет первое слово?
Ответ: Дети с синдромом Дауна нередко говорят первые слова между 2 и 3 годами. Возраст, когда будет произнесено первое слово, может быть разным. Первое настоящее слово может быть не словом, а жестом. Дети общаются с самого рождения взглядами, плачем, жестами. У детей есть мотивация общаться таким образом. Многие дети с синдромом Дауна к 10-12 месяцам начинают понимать отношения между словом и объектом. Но обычно в этом возрасте ребенок еще не готов к речи неврологически и с точки зрения умения управлять своими мышцами.

Есть система, объединяющая жесты и речь (посмотрите эту книгу на "Озон.ру"). Когда ребенок еще не умеет разговаривать, но уже хочет передать какую-то мысль, эта система может ему помочь. Взрослый, разговаривая с ребенком, должен применять речь и одновременно показывать определенные жесты. Ребенок таким образом изучает жесты и начинает их применять для обозначения предметов и действий. Многим детям с синдромом Дауна это помогает впоследствии заговорить.
Также хорошая идея – разместить на стенде картинки, чтобы ребенок мог указать на картинку и дать понять, чего он хочет: есть, пить, спать, в туалет и так далее. Это помогает ребенку чувствовать себя намного спокойнее.
Многие дети с синдромом Дауна способны общаться с помощью жестов или картинок задолго до того, как они будут готовы сказать свои первые слова и фразы.

Вопрос: Что могут сделать родители для развития речи своих детей?
Ответ: Родители – те, чью речь дети слышат с самого рождения, поэтому они могут сделать очень многое. Большинство детей учатся говорить именно дома.
Язык – это больше, чем слова. Когда вы учите ребенка какому-то слову, постарайтесь закрепить это знание в игре, показать его через разные каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный).
Предоставляйте много образцов для подражания, для воспроизведения слова, моделируйте ситуации. Большинству детей с СД нужно большое количество повторений и разных ситуаций, в которых можно употребить данное слово. Повторяйте то, что произносит ваш ребенок, давайте ему образец для подражания.
Используйте реальные предметы и реальные ситуации из повседневной жизни.
Читайте ребенку. Помогите ребенку сформировать понятия о предметах, читая ему о них, показывая ему эти предметы на прогулке.
Не перехватывайте инициативу у ребенка. Если его заинтересовал какой-то человек, событие, предмет, сразу назовите это нужным словом.
Ребенок экспериментирует с отдельными звуками и с последовательностями звуков, потом как-то обозначает маму и папу. Многим детям нравится играть перед зеркалом, там они начинают говорить больше звуков.

Вопрос: Когда начинать работать с логопедом?
Ответ: Можно начинать работать с раннего детства – еще до того, как ребенок начал говорить. Занятия всегда должны проходить в семье. Когда ребенок начал разговаривать, родителям нужно помогать ему расширять словарь и кругозор доступных ему понятий, учить его использовать словосочетания и предложения.


*
Ключ к любым занятиям с ребенком – чтобы ему было интересно. Это же верно и для детей с синдромом Дауна.
В раннем возрасте стимулировать интерес ребенка можно с помощью:
- картинок в ярком цвете;
- мобилей и самолетиков, подвешенных над кроваткой;
- интересных картинок на стенках;
- музыки;
- чтения вслух ребенку;
- разговоров с ребенком более высоким голосом, а также повторяя за ребенком то, что он «говорит».
Устраивайте праздник по поводу каждого маленького и большого достижения ребенка. Ваша реакция покажет ребенку, что он на верном пути.

Обучайте ребенка пошагово, распределяя задачи на более мелкие этапы, часто поощряйте ребенка.


На главную Солнечные дети с синдромом Дауна
Оригинал статьи
Начало материала по книге Л.Кумин, часть 1. Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь.
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи
Часть 3 материала по книге Л.Кумин. Стадия одного слова. Альтернативные / вспомогательные системы общения
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 4: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов
Продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 5: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи.
Окончание материала по книге Л.Кумин, часть 6: Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Прагматика, или как мы общаемся.
Ресурсы для родителей детей с СД (в т.ч. другие статьи о развитии речи)
Статья о развитии речи на сайте "Даунсайд Ап"
Еще статья об обучении речи
Читайте также о методике развития речи Ромены Августовой


Обследование речи-диагностика, речевые карты
OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4OZON.ru - Книги | Речевая карта ребенка с задержкой психического развития | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00994-4

OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8OZON.ru - Книги | Обследования речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал | И. Д. Коненкова | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-296-00903-6, 5-296-00522-8


OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2OZON.ru - Книги | Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9925-0132-2

OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9OZON.ru - Книги | Карта развития дошкольника с задержкой психического развития | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-556-9

Подразделы логопедической работы
OZON.ru - Книги | Логопедическая ритмика. Методы работы с дошкольниками, страдающими общим надоразвитием речи | Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-89815-661-5OZON.ru - Книги | Логопедическая ритмика. Методы работы с дошкольниками, страдающими общим надоразвитием речи | Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-89815-661-5

OZON.ru - Книги | Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет | О. А. Новиковская | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7931-0507-1OZON.ru - Книги | Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет | О. А. Новиковская | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-7931-0507-1

OZON.ru - Книги | Логопедическая гимнастика | Т. В. Буденная | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-89814-042-5OZON.ru - Книги | Логопедическая гимнастика | Т. В. Буденная | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-89814-042-5


Напишите мне


Hosted by uCoz