| |||
Хочу немного рассказать, как мы учились счету и начальной математике (складывать,отнимать).
Счет мы начали осваивать, когда Яне было уже 6 лет, то есть мы и раньше считали, но цифры с количеством Яна тогда не соотносила. Начинали с самого простого: 1 и 2. Я сама рисовала карточки, над цифрой 1 - один предмет, над цифрой 2 - два. Я покажу на картинке, но там будут сразу 5 карточек. Кладу карточку с цифрой 1 - дай мне столько же (чего угодно), у нас были груши (муляжи). Кладу карточку с цифрой 2 - дай столько же. Груши Яна складывала сверху, на карточку. Ставлю перед ней 2 кубика - это домики для матрешек, возьми столько же матрешек, Яна на кубики ставит матрешек. Беру альбомный лист, произвольно на листе рисую цифры 1 и 2, Яна обводит единички, например, красным карандашом, двойки - синим. На альбомном листе рисовала линии (ниточки для бус), рядом писала цифру, какая цифра - столько бусинок-кружочков Яна должна нарисовать на линии-ниточке. Мы и сейчас делаем это почти каждый день. Сначала была сложность в том, что цифру Яна проговаривала быстрее, чем рисовала кружочек, и соответственно сбивалась со счета. Я придерживала ее руку своей рукой. Постепенно Яна втянулась, сейчас справляется прекрасно, может делать это самостоятельно, почти не ошибается. Когда счет пошел больше двух, карточки раскладывали в ряд, по порядку. Разложив цифры по порядку, закрываете ребенку глазки (Яна проделывала это ВСЕГДА с удовольствием), убираете одну цифру, ряд сдвигаете. Ребенок определяет зрительно, какой цифры нет, потом вы отдаете эту карточку, нужно самостоятельно определить место цифры в ряду, раздвинуть ряд, поставить, вы в это время проговариваете: "Да, цифра два после цифры один", в зависимости от комбинации. На картинке сейчас покажу, там будет комбинация до пяти: Ряд сдвинули: Рисую цифры произвольно на листе,от 1 до 10, Яна обводит их в порядке возрастания, я сижу рядом, наблюдаю, чтобы не ошибалась. Когда Яна уже хорошо знала цифры до 10-ти, раскладывала их самостоятельно в домик по порядку. Стали откладывать косточки на счетах, тоже хорошо укрепляет навык порядкового счета, по счетам еще очень удобно сравнивать понятия "больше-меньше".
Я постоянно акцентировала внимание Яны на том,что, прибавляя, например, к двум грушам одну, получается три, то есть следующая по счету цифра. Теперь Яна удачно пользуется этим в быту, например: "Яна, мы полетим на самолете, я, ты и Женя, сколько нужно билетов?" Яна: "Три", "А если еще бабушка полетит?", "Тогда четыре", может, это и не глобально, но главное - у ребенка есть понятие. Вот еще материал,который мы используем для счета: Фрукты-овощи и считаем, и раскладываем по разным мисочкам, классифицируем Здесь можно приобрести счетные наборы: Наборы для счета. Яна занимается за детской партой, на парте в вагончиках паровозика по порядку нарисованы цифры, когда вдруг Яна забывает что-то при счете, я ей говорю, чтобы она посмотрела на парте, то есть учу самостоятельно использовать различные подсказки. Выше уже писала о том,что очень важно при понятии количественного счета не упускать понятия счета порядкового. Раскладываем те же фрукты в ряд, что лежит первое, что второе, что третье? Еще понятие "первый - последний". Разложив что-либо в ряд, постоянно проговаривайте: это первое, это последнее. Заметила по Яне,что понятие "первый-последний" у нее не совсем четкое. Еще очень важный момент - понятие "правая - левая". Не путаем правое и левое (книга). Как мне объяснили в Центре, занятия будут двигаться медленнее, пока у ребенка не будет этого автоматически выработанного понятия. Сначала Яна долго путала, но когда я объяснила ей: в правой руке держишь ложку, в левой хлеб, она моментально уцепила суть и перестала ошибаться. Также ребенок должен показывать правую и левую руку (ногу, ухо, что угодно) на другом человеке. А позже я объяснила Яне, что, когда я стою (сижу ) к ней лицом - левая с правой меняются местами. Я встала с ней рядом, лицом в одну с ней сторону, попросила взять меня за правую руку, Яна взяла, убедилась, что действительно рука правая. Я стала медленно поворачиваться к ней лицом, она увидела,что правая рука теперь с другой стороны, так же, как и левая, очень прочно укрепив для себя это понятие. Яне было тогда 6 лет,усвоила она это на УДИВЛЕНИЕ легко и прочно, с тех пор нам и в тетрадях легче работать, и в жизненных ситуациях очень помогает, например: идем мы на посадку самолета по длинному коридору, тащим ручную кладь, пакеты, Яна идет впереди, я ей говорю: "Сейчас направо, дальше налево", и не надо перекладывать пакеты в зубы, чтобы брать Яну за руку. Мне вообще кажется, что математика дается нам без особых трудностей, на которые я была настроена. Просто каждый усвоенный навык надо обязательно закреплять, а потм дальше его развивать. Понятия "больше-меньше" мы удачно усвоили на матрешках, сначала понятие размер "большая-маленькая", а потом расставляли кубики, домики для матрешек, брали их, скажем, три, а матрешек 5, получалось, что двум матрешкам не хватало домиков, Яна начала тогда понимать, что матрешек больше, а домиков меньше. Каждое действие закрепляли обязательно цифрами, над матрешками цифра 5, под кубиками - 3. Потом ставили знак "больше"-"меньше". Тоже поняли не сразу. Как только я сказала, что знак похож на пасть крокодила, а крокодил ВСЕГДА выбирает САМЫЙ БОЛЬШОЙ кусок, - значит, если цифра больше, пасть разворачиваем к ней, - Яна сразу усвоила и больше не путает. Купить матрешек. Сейчас мы набиваем руку на счетах, вот они: * Со временем я ОЧЕНЬ полюбила наши с ней занятия, то, как она усваивает материал, не оставляет сомнений в том,что потенциал наших детей неограничен. Единственное, за что я переживаю, - сможет ли она так же воспринимать информацию в большом классе, поэтому уже на сегодняшний день стараюсь эмоционально не украшать наши занятия, максимально приближая их к естественным. Получается нормально. Татьяна Зобова, Магадан Форум "Мыса Доброй Надежды" Часть 1 "рассказа мамы Яны" Часть 2 "рассказа мамы Яны" Часть 3 "рассказа мамы Яны" На главную Напишите мне |
Книга "Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР" И. А. Морозова, М. А. Пушкарева |
OZON.ru - Книги | Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет) | Н. В. Нищева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-495-1 |
Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет |
Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет |
Учимся считать. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет |