Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Рассказ мамы Яны (часть 2)
 

Яне было шесть лет, логопед в "Детстве" была слегка "удивлена", что это наша первая встреча с логопедом. До этого были занятия в Магадане с дефектологами. Они же и выражали свои сомнения по поводу того, что Яна сможет именно заниматься с логопедом, настолько была низкая концентрация внимания и, естественно, никакого желания с ее стороны. К шести годам у Яны был довольно большой пассивный словарь, в быту она пользовалась короткими фразами типа: "ДАЙ", "НАЛЕЙ", "ВКЛЮЧИ", "ОТОЙДИ", "НЕ МЕШАЙ", - в общем, только теми словами и еще короткими фразами, которые в ее понимании ей облегчали жизнь. Все это звучало достаточно чисто и понятно. Когда мы перешли в обычный сад, Яна поняла, что с помощью речи можно не только командовать,но и общаться. Стала пробовать - получалось плохо, но жизнь среди хорошо разговаривающих детей давала свои плоды.
Итак, когла Яну первый раз посмотрел логопед в центре "Детство", выяснилось, что у нее очень мало звуков, которые она произносит правильно, а если рассматривать звук в слове, то, можно сказать, что четких и правильных не было совсем.
Там же я получила много рекомендаций и список литературы.
Нравится

Начали мы заниматься так.
Вырабатывали фонематический слух (способность различать звуки ). Шли от простого к сложному.
Брали детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, губную гармошку, погремушку.
За спиной у Яны я производила звуки одним из предметов, она отвечала, что это.
Любила меняться со мной местами, тогда угадывала я.
Потом брали предметы из разного материала: железную тарелку, стеклянную тарелку, пластиковую пустую бутылку, деревянную игрушку типа матрешки.
Я стучала по ней металлической палочкой - Яна называла предмет. Сначала часто ошибалась.
Потом я производила различные действия у нее за спиной: мяла бумагу, резала бумагу, переливала из стаканов воду, рисовала карандашом по бумаге. Яна называла мое действие.
В жестяные банки набирала различные сыпучки, у нас было 4 баночки: с сахарным песком, рисом, горохом и с мелкими морскими камушками.
За ее спиной я опять же трясла баночкой, Яна отгадывала, что звучало. Потом открывали и смотрели. Тут же отрабывали понятия: песок мелкий - звучит тихо, глухо, горох крупный, звучит громко, а камушки еще крупнее, звучат еще громче. Это мы проговаривали, понятия закреплялись.

Потом отрабатывали понятие и навык "громко"и "тихо". Один и тот же звук, например "А", говорим громко, потом тихо; говорим отрывисто, растягиваем.

Играть в "Тихо-громко" нам посоветовала дефектолог, нам тогда было около четырех лет. Я просила показать, как мяукает маленький котенок? Тоненьким голоском, тихонько "Мяу". А как кричит большой кот - и громко, грубо " МЯУ!". Как лает маленькая собачка? а как большая собака? как пищит маленькая мышка? а большая? Вариантов масса. Я не помню, чтобы Яне было трудно изобразить громкий крик. Но зато тоже давно заметила, когда она волнуется, боится чего-то, не хочет отвечать на вопрос, - говорит шепотом, очень трудно в эти моменты уговорить Яну сказать громко. Мне логопед, который давно занимается с нашими детками (с синдромом Дауна), рассказывала про девочку, которая лет до пяти говорила шепотом. Чтобы говорить громко, нужно хорошее речевое дыхание, говорить громко тяжелее, как это ни странно. На диске " Игры с Тигрой" в разделе " Просодика" очень много упражнений в игровой форме. Первый раз нам показали этот диск в "Детстве", Яна тогда не очень дружила с компьютером, ее больше заинтересовал микрофон, кнопочки. Когда приехали домой, стали осваивать компьютер. Сейчас Яна успешно и с удовольствием играет в очень сложные игры, левой рукой пользуется кнопками "вверх-вниз,влево-вправо", а правой в этот момент нажимает на "мышь" - "стреляет". Дома "Игры с Тигрой" пошли нормально, к диску прилагается тетрадка с полным описанием каждой темы, не требует никаких специальных навыков. Примерно через месяц нас похвалила логопед в саду, именно на предмет речевого дыхания и еще силы голоса и возможности вибрировать им, удерживать продолжительно на высокой ноте. Кроме темы "Просодика" много развивающих тем, мне кажется, применительно к нашим деткам можно рассматривать его в диапазоне от 4 до 8 лет.

Начали делать артикуляторную гимнастику. Знаю, что есть разные мнения - нужна ли она. Мы делаем ее и по сей день, уже очень сложную, серии упражнений, переходящих из одного в другое, по 4-5 ступенек. Нам это помогло развить и речевое дыхание, разработали свой некогда "дубовый" язычок, губы стали подвижными. Яна стала говорить намного громче. Начинали с простеньких упражнений, собранных в специальной книжечке, обязательно с яркими веселыми картинками, каждое упражнение Яна рассматривала в книжке, радовалась, когда я перворачивала страничку, - значит, осталось меньше. Перед артикуляторной гимнастикой всегда разминаю Яне щеки, делаю небольшой массаж. Не так давно в аптеке купила хороший массажер для лица, из какого-то дерева. На рукоятке вращаются колесики, ими я катаю по массажным линиям, хорошо разрабатываю лоб, надбровные дуги, губы, шею. Очень эффективно.


Полезная книжка - "Чудо-обучайка", автор Валентина Буйко. У нас серия этих книжечек (они небольшого формата).

Чудо-обучайка. Речевой слух. Пальчиковая моторика. Речевая моторика. Дикция, звуки [Р], [Р']. Для детей 4-7 летЧудо-обучайка. Речевой слух. Пальчиковая моторика. Речевая моторика. Дикция, звуки [Р], [Р']. Для детей 4-7 лет

Чудо-обучайка. Для детей 3-6 лет. Речевая моторика. Речевое дыхание. ДикцияЧудо-обучайка. Для детей 3-6 лет. Речевая моторика. Речевое дыхание. Дикция

Чудо-обучайка. Звуковые зарядки. Чистоговорки. Дикция. Для детей 3-7 летЧудо-обучайка. Звуковые зарядки. Чистоговорки. Дикция. Для детей 3-7 лет



Просто необходимая серия "Обновление", автор Т.А. Ткаченко. Там есть и "Фонематическое восприятие. Формирование и развитие", и основа лексики, и слоговая структура и звуковой анализ. Ежедневные занятия по этим пособиям принесут хорошие результаты. Не все сразу будет получаться, но маленькими шажочками, потихоньку будете двигаться. Написано очень доступно именно для родителей.
Татьяна Ткаченко: книги автора в интернет-магазине Лабиринт

"Подготовка дошкольников к чтению и письму. Фонетическая символика" Т. А. Ткаченко"Подготовка дошкольников к чтению и письму. Фонетическая символика" Т. А. Ткаченко

Еще очень помог диск с логопедической коррекционной программой "Игры с Тигрой". Вот здесь можно посмотреть и заказать, год назад диск стоил 1900 руб. с доставкой. Если возникнут какие-либо вопросы по этой программе - расскажу.
Примечание: судя по всему, сейчас диска нет в наличии по указанному адресу. Сейчас программу можно приобрести тут.

Еще нам нравится "Школа Семи гномов".
Школа семи гномов в интернет-магазине Лабиринт

OZON.ru - Книги | Развитие речи. Для занятий с детьми от 5 до 6 лет | Дарья Денисова | Школа Семи Гномов | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-236-1OZON.ru - Книги | Развитие речи. Для занятий с детьми от 5 до 6 лет | Дарья Денисова | Школа Семи Гномов | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-236-1

Когда Яне было 4 года, она очень любила толстые глянцевые журналы типа "Караван", "Домашний очаг". На книги как-то особо не реагировала. Случайно в Новосибирске купили книгу большого формата Ю.К. Школьник "Развитие речи" для детей от года до четырех. Там 37 тем для занятий по картинкам. Темы: времена года, семья, праздники, цирк, зоопарк, домашние и дикие животные и очень много других. Картинка идет на развернутый лист, сбоку есть описание картинки и вопросы к ней. Яна полюбила ее надолго, я рассказывала своими словами, что изображено, спрашивала у нее какие-то детали, она тогда еще только показывала. Потом она долго еще сама с удовольствием смотрела картинки и что-то сама себе по ним рссказывала. Это было наше первое удачное приобретение, пусть и вам повезет найти свою любимую книжку!

Я покупала также рабочие тетради по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида. Там две части, первая как раз для отработки понятий "большой-маленький", "длинный-короткий", "широкий-узкий", "толстый-тонкий", "высокий-низкий", "глубокий-мелкий", "тяжелый-легкий" ,"много-мало". Мы с ней работали, наглядно она может вам помочь. Еще, когда будете отрабатывать количественный счет: один предмет, два предмета, три..., не забывайте параллельно отрабатывать счет порядковый: первый предмет, второй, третий... Начинайте с один-два, ребенок видит один кубик, закрепляете, написав цифру 1; два кубика - цифрой 2, теперь кубики кладем в ряд: первый - снова цифра 1, второй - цифра 2. Я как-то сначала упустила порядковый счет, потом было сложно, даже при очень хорошем понимании количественного. Сейчас нормально.


Продолжение следует
Татьяна Зобова, Магадан


Форум "Мыса Доброй Надежды"
Часть 1 "рассказа мамы Яны" Как научить распознавать цвета
Часть 3 "рассказа мамы Яны" - Распорядок дня
Часть 4 "рассказа мамы Яны" - Математика


На главную
Новая страница - Обзор имеющихся в продаже книг по подготовке к школе детей с синдромом Дауна и занятиям в системе коррекционного обучения.
На главную для книг
На главную для ресурсов
На страничку «Творчество родителей»
Игрушки для развития мелкой моторики
Мелкая моторика
Напишите нам
Hosted by uCoz