Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

История мамы Яны. Часть 1. Как научить распознавать цвета.
 

На фото - Настенька, которой мама Оля связала коврик и мышек для различения цветов.

Монолог Татьяны, мамы Яны
Хочу сразу честно сказать, что до 5-6 лет никаких специальных занятий у нас не было.
До года шло восстановление, а когда в 3.5 года сделали операцию на сердце, врачи сразу сказали: год сдувать с ребенка пылинки, никаких физических нагрузок, никаких инфекций и дет.садов. Так и сделали.
Конечно, мы читали книжки, рассматривали картинки, пытались рисовать, лепить. Все это не особо пользовалось успехом у Яны, сконценритровать на чем-либо внимание было почти невозможно.
После четырех лет, ближе к пяти, из интересов - мультики, прогулки на улице, и, можно сказать, больше ничего.

Меня всегда поражало, с каким удовольствием Яна чинит погром - если я выходила из комнаты на 5 минут, заранее знала: предстоит генеральная уборка!
Килограммы испорченной косметики, литры парфюмерии и горевшая пластмассовая посуда на плите, и продукты, в сыром виде смешанные в одной кастрюле, все это было!
На это все у Яны уходили считанные минуты. Руки опускались: что делать, как воспитывать?
А главное - было такое чувство, что она меня просто не слышит. Яна низко опускала голову, взгляд в пол. Я знала - отвернись я сейчас, она не задумываясь все повторит, она получала от этого УДОВОЛЬСТВИЕ!

Нравится

Когда мы в первый раз приехали в центр "Детство", я ходила с Яной на все занятия,очень много именно оттуда взяла для себя. Яна и там особо себя не утруждала, на занятиях открыто вздыхала и втихую, из-под парты, строила педагогам дули.

На тот момент Яне было уже 6 лет, мы вернулись домой, и я поняла для себя, что ничего не смогу с ней сделать, если и дальше буду разрываться между работой и домом. Бизнес свой потихонечку пристроила, Яну перевела еще незадолго до первой поездки в "Детство" в обычный деский сад, ну и начали...

Первым делом из квартиры исчезли все диски и кассеты с мультфильмами - "ушли жить в лес", возвращались по одной штучке, только в исключиельных случаях, - это нужно было заслужить.
Я не стала растягивать процесс, одновременно с дисками из дома исчезли все сладости, шоколадки, потребляемые ранее в неограниченных количествах. Через какое-то время, отработав и получив желаемое, Яна научилась ценить и выделять положительные моменты. Так как Яна возвращалась из садика после 17-00, занятия проводили вечером.

Начали учить цвета. Я столкнулась с тем, что к шести годам Яна почти ничего не помнила, даже четыре основных цвета путала, не говоря об остальном.
Почему я говорю "не помнила", ведь и в саду, и дома мы это вроде как уже учили и, можно сказать, знали,но на деле оказалось...

Я расскажу немного о том, как можно проще научить малыша узнавать и различать 4 основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
То есть мы учили примерно так; комбинаций, конечно, много, но мне будет проще объяснять на нашем конкретном примере.

Когда малыш еще совсем не знаком с цветами, за основу желательно брать фразу: "Такой же, как этот". Мы брали коврик, поделенный на 4 цвета, вот такой:


К нему прилагаются мягкие мышки, тех же четырех основных цветов.

Беру,скажем, красную мышь, спрашиваю: где ее домик, такой же по цвету? - ищем.
Дальше мышка другого цвета - ищем ее домик.
То есть на этом этапе мы пока не учим конкретно цвет, а пока учимся находить цвет такой же.
Но постоянно проговариваем название цвета.
Потом к мышкам добавляем мозаику разных цветов, можно карандаши, цветные фигурки - раскладываем все по цветам.
Это нужно для того,чтобы малыш понял, что такое ЦВЕТ.
А потом выбираем отдельный цвет (мы начинали с красного) и отрабатываем его.
Я рисовала Яне в альбоме фигуры, по одной на каждой странице, сегодня мы закрашиваем красный круг, завтра - красный квадрат, послезавтра - красный треугольник.
Одновременно чуть-чуть запоминаются фигуры.
Цвет. Форма. Размер. О.С. Жукова
Школа 7 гномов. Цвет и форма. Для детей от 1 до 2 лет (в норме)
Школа 7 гномов. Цвет и форма. Для детей от 2 до 3 лет (в норме)
Цвета и формы. Пальчиковые занятия

Обязательно, даже если ребенок маленький, нужно чтобы он участвовал в "художестве", лучше закрашивать красками, можно помогать, можно и просто держать руку малыша.
К следующему цвету переходим только тогда, когда хорошо усвоили один.
Цвета лучше выбирать контрастные: Красный-зеленый, потом желтый-синий.
В центре "Детство" нас учили, что постоянно в быту и на улице, пока идет процесс обучения цветам, нужно закреплять ассоциацией.
Я говорю Яне: "Смотри, зеленая, как огурчик, как травка."
То, что красное, - как помидор. То, что желтое, - как солнышко, как цыпленок. То,что синее, - как небо, как море. Нам это очень помогало.

Обратите внимание: я не говорила Яне: "Возьми такую же мышь". Мы прикладывали сначала мышку, потом мозаику, потом другие разноцветные предметы к такому же по цвету коврику.
Коврик по цвету ТАКОЙ ЖЕ, но по форме он ДРУГОЙ. Таким образом мы формировали для себя понятие - ЦВЕТ. Очень долго я просто сама показывала, не призывая к действиям, когда Яна прикладывала красное к красному, я комментировала: да, такая же, такой же. Когда она прикладывала к красному другой цвет, я говорила: смотри, другой, не такой. Опять же формируются ПОНЯТИЯ. Нам было около 4-х лет. На этом этапе все же идет накопление знаний,пассив. Чудесно, если ребенок в этом возрасте уже многое уяснил, но и не страшно,если особых результатов пока нет,они обязательно будут, - поэтому я и писала,что это конкретно НАШ с Яной пример,совсем не инструкция. Вариантов бесчисленное множество! Как правило, мы собираем для себя по крупице, поэтому и делимся, хоть что-то да пригодится.


По мере четкого уяснения одной фигуры переходили к следующей. Сначала ОЧЕНЬ тяжело шло, и цвета, и фигуры.
Дальше попроще; третью, например, фигуру по времени запомнили быстрее, чем две первые.
И дальше процесс начинает идти по нарастающей.
Просто не настраивайте себя на скорый успех, ведь и торопиться-то особо некуда, как будет получаться, так и хорошо. Но, если начали, то все же старайтесь делать это КАЖДЫЙ день, хоть по чуть-чуть.
Когда Яна выучила круг, квадрат, треугольник (остальные фигуры - овал, ромб, трапецию мы взяли потом, когда перестали путать эти), мы стали объединять понятия: "Дай красный круг, синий квадрат, зеленый треугольник".
То есть Яна должна услышать и подобрать сразу по фигуре и по цвету.
Пользовались тем набором, который на фото.


Я была приятно удивлена,мне казалось,что это ОЧЕНЬ сложно - сразу и цвет и форма, но ежедневные занятия дают плоды; все оказалось проще, чем я думала.

Можно использовать и другие наборы, например,
Мой первый логический набор-сортер "Формы и цвета"Мой первый логический набор-сортер "Формы и цвета"

Продолжение следует (см. ссылку ниже)


Зобова Татьяна, Магадан

OZON.ru - Книги | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-691-01598-4OZON.ru - Книги | Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-691-01598-4


Форум "Мыса Доброй Надежды"
Часть 2 "рассказа мамы Яны"
Часть 3 "рассказа мамы Яны"
Часть 4 "рассказа мамы Яны"

На главную
Новая страница - Обзор имеющихся в продаже книг по подготовке к школе детей с синдромом Дауна и занятиям в системе коррекционного обучения.
На главную для книг
На главную для ресурсов
На страничку «Творчество родителей»
Вещи для развития мелкой моторики (автор Ольга Макарова)
Еще созданные родителями развивалки
Игрушки для развития мелкой моторики
Мелкая моторика
Напишите нам
Hosted by uCoz