| ||||
На фото - Настенька, которой мама Оля связала коврик и мышек для различения цветов.
Когда мы в первый раз приехали в центр "Детство", я ходила с Яной на все занятия,очень много именно оттуда взяла для себя. Яна и там особо себя не утруждала, на занятиях открыто вздыхала и втихую, из-под парты, строила педагогам дули. На тот момент Яне было уже 6 лет, мы вернулись домой, и я поняла для себя, что ничего не смогу с ней сделать, если и дальше буду разрываться между работой и домом. Бизнес свой потихонечку пристроила, Яну перевела еще незадолго до первой поездки в "Детство" в обычный деский сад, ну и начали... Первым делом из квартиры исчезли все диски и кассеты с мультфильмами - "ушли жить в лес", возвращались по одной штучке, только в исключиельных случаях, - это нужно было заслужить. Я не стала растягивать процесс, одновременно с дисками из дома исчезли все сладости, шоколадки, потребляемые ранее в неограниченных количествах. Через какое-то время, отработав и получив желаемое, Яна научилась ценить и выделять положительные моменты. Так как Яна возвращалась из садика после 17-00, занятия проводили вечером. Начали учить цвета. Я столкнулась с тем, что к шести годам Яна почти ничего не помнила, даже четыре основных цвета путала, не говоря об остальном. Почему я говорю "не помнила", ведь и в саду, и дома мы это вроде как уже учили и, можно сказать, знали,но на деле оказалось... Я расскажу немного о том, как можно проще научить малыша узнавать и различать 4 основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. То есть мы учили примерно так; комбинаций, конечно, много, но мне будет проще объяснять на нашем конкретном примере. Когда малыш еще совсем не знаком с цветами, за основу желательно брать фразу: "Такой же, как этот". Мы брали коврик, поделенный на 4 цвета, вот такой: К нему прилагаются мягкие мышки, тех же четырех основных цветов. Беру,скажем, красную мышь, спрашиваю: где ее домик, такой же по цвету? - ищем. Дальше мышка другого цвета - ищем ее домик. То есть на этом этапе мы пока не учим конкретно цвет, а пока учимся находить цвет такой же. Но постоянно проговариваем название цвета. Потом к мышкам добавляем мозаику разных цветов, можно карандаши, цветные фигурки - раскладываем все по цветам. Это нужно для того,чтобы малыш понял, что такое ЦВЕТ. А потом выбираем отдельный цвет (мы начинали с красного) и отрабатываем его. Я рисовала Яне в альбоме фигуры, по одной на каждой странице, сегодня мы закрашиваем красный круг, завтра - красный квадрат, послезавтра - красный треугольник. Одновременно чуть-чуть запоминаются фигуры. Цвет. Форма. Размер. О.С. Жукова Школа 7 гномов. Цвет и форма. Для детей от 1 до 2 лет (в норме) Школа 7 гномов. Цвет и форма. Для детей от 2 до 3 лет (в норме) Цвета и формы. Пальчиковые занятия Обязательно, даже если ребенок маленький, нужно чтобы он участвовал в "художестве", лучше закрашивать красками, можно помогать, можно и просто держать руку малыша. К следующему цвету переходим только тогда, когда хорошо усвоили один. Цвета лучше выбирать контрастные: Красный-зеленый, потом желтый-синий. В центре "Детство" нас учили, что постоянно в быту и на улице, пока идет процесс обучения цветам, нужно закреплять ассоциацией. Я говорю Яне: "Смотри, зеленая, как огурчик, как травка." То, что красное, - как помидор. То, что желтое, - как солнышко, как цыпленок. То,что синее, - как небо, как море. Нам это очень помогало. Обратите внимание: я не говорила Яне: "Возьми такую же мышь". Мы прикладывали сначала мышку, потом мозаику, потом другие разноцветные предметы к такому же по цвету коврику. Коврик по цвету ТАКОЙ ЖЕ, но по форме он ДРУГОЙ. Таким образом мы формировали для себя понятие - ЦВЕТ. Очень долго я просто сама показывала, не призывая к действиям, когда Яна прикладывала красное к красному, я комментировала: да, такая же, такой же. Когда она прикладывала к красному другой цвет, я говорила: смотри, другой, не такой. Опять же формируются ПОНЯТИЯ. Нам было около 4-х лет. На этом этапе все же идет накопление знаний,пассив. Чудесно, если ребенок в этом возрасте уже многое уяснил, но и не страшно,если особых результатов пока нет,они обязательно будут, - поэтому я и писала,что это конкретно НАШ с Яной пример,совсем не инструкция. Вариантов бесчисленное множество! Как правило, мы собираем для себя по крупице, поэтому и делимся, хоть что-то да пригодится. По мере четкого уяснения одной фигуры переходили к следующей. Сначала ОЧЕНЬ тяжело шло, и цвета, и фигуры. Дальше попроще; третью, например, фигуру по времени запомнили быстрее, чем две первые. И дальше процесс начинает идти по нарастающей. Просто не настраивайте себя на скорый успех, ведь и торопиться-то особо некуда, как будет получаться, так и хорошо. Но, если начали, то все же старайтесь делать это КАЖДЫЙ день, хоть по чуть-чуть. Когда Яна выучила круг, квадрат, треугольник (остальные фигуры - овал, ромб, трапецию мы взяли потом, когда перестали путать эти), мы стали объединять понятия: "Дай красный круг, синий квадрат, зеленый треугольник". То есть Яна должна услышать и подобрать сразу по фигуре и по цвету. Пользовались тем набором, который на фото. Я была приятно удивлена,мне казалось,что это ОЧЕНЬ сложно - сразу и цвет и форма, но ежедневные занятия дают плоды; все оказалось проще, чем я думала. Можно использовать и другие наборы, например,
Продолжение следует (см. ссылку ниже)Зобова Татьяна, Магадан
Форум "Мыса Доброй Надежды" Часть 2 "рассказа мамы Яны" Часть 3 "рассказа мамы Яны" Часть 4 "рассказа мамы Яны" |