Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Преподавание математики детям с синдромом Дауна, основные навыки: часть 1, Особенности детей и взрослых с синдромом Дауна, оказывающие влияние на освоение математических понятий
 

Преподавание математики детям с синдромом Дауна: ч.1, Особенности детей и взрослых с синдромом Дауна, оказывающие влияние на освоение математических понятий.

(с) Horstmeier, DeAnna (Ph.D.). Teaching Math to People with Down Syndrome and Other Hands-on Learners. Basic Survival Skills. Woodbine House, 2004. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой. При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.

Жан Пиаже, швейцарский психолог, выделяет следующие стадии когнитивного развития (т.е. развития мышления).
(1) Сенсомоторное развитие (в норме младенчество и период примерно до 2 лет). Ребенок изучает мир, трогая его, получая различные ощущения через различные каналы (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), передвигаясь и исследуя.
(2) Период подготовки конкретных операций (в норме примерно 2-7 лет). Ребенок осваивает сюжетную игру, подключает воображение и абстрактное мышление. На первый план выходит предметно-изобразительное действие. Если взять два одинаковых куска глины, из первого куска скатать шарик, а из второго сделать «змейку», ребенок скорее всего скажет, что во втором куске было больше глины – в этом суждении он опирается на размер, на бОльшую длину.
(3) Период конкретных логических операций (в норме примерно 7-12 лет). Ребенок учится решать задачи в уме, используя правила логики. Однако он способен это делать пока только на основе конкретной информации, которую он может непосредственно воспринять. Например, он может посчитать количество ягод в своей тарелке и в тарелке брата. Он может затем выполнить операцию сложения и узнать, сколько всего ягод, либо сравнить количество ягод и выяснить, что у брата на две ягодки больше. Однако, если дать ему задачу с абстрактными числами, ребенок может не справиться с подобной задачей. В данной книге объясняется, как заниматься математикой с людьми, мыслящими конкретно, остающимися на этом уровне.
(4) Период формальных операций (в норме от 12 лет и старше). Ребенок способен мыслить абстрактно и не нуждается в иллюстрациях и конкретных, осязаемых примерах.
(Подробнее о концепции интеллекта Ж.Пиаже читайте, например, здесь.)

Какие практические навыки, связанные с математическими понятиями и операциями, рассмотрены в этой книге

- навыки работы с калькулятором
- математические понятия, которые ребенок должен освоить до понятия числа
- простые сравнения
- сопоставление, классификация
- понятие числа
- навык счета
- навык примерного определения количества (малых количеств) без счета «на глаз»
- распознавание цифр
- использование числовой прямой
- счет до больших чисел
- счет с пропуском
- вес разряда
- написание цифр: рисование прямых и кружочков, как научить ребенка писать цифры, как можно обойтись без этого
- порядковые числительные
- расположение чисел по порядку
- слова, используемые для сравнения
- простые графики (по желанию)
- сложение: сложение простых и сложных чисел, сложение с помощью калькулятора, решение задач на сложение
- вычитание: вычитание простых и сложных чисел, вычитание с помощью калькулятора, решение задач на вычитание, как посчитать сдачу в магазине
- понятие времени
- понятие временных отрезков (дни, недели, месяцы)
- расписание
- как определить время по часам
- измерение: длина, емкость (вместимость), вес
- температура
- формы (двумерные и трехмерные)
- последовательности (продолжи ряд…)
- деньги

Прим.: Дальнейшие навыки (дроби, умножение и деление, проценты и проч.) рассматриваются в следующей книге того же автора.

Характеристики детей/людей с синдромом Дауна, мешающие освоению математических понятий

Следует отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.

1. У учеников с синдромом Дауна обычно отмечаются сложности с кратковременной и оперативной памятью. Если информация для них неинтересна, не обладает эмоциональным зарядом (а арифметические примеры, как правило, им не обладают), ученик с синдромом Дауна часто склонен забывать о том, чему его учили. Однако, если информация или навык запечатлелись в долговременной памяти, он будет помнить их долго, наверное, даже дольше, чем его родители.

2. У детей с синдромом Дауна отмечается отставание в развитии навыков мелкой моторики. Им трудно писать цифры в клеточках, трудно попадать на нужные кнопочки калькулятора. Если ребенок прикладывает все старания, чтобы аккуратно вывести цифру в тетради, он вряд ли может сосредоточиться на том, чтобы правильно выполнить арифметическое действие.

3. Люди с синдромом Дауна обычно сталкиваются с трудностями при развитии речи (подробнее об этом см. здесь: особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Хотя они, как правило, понимают больше, чем хотят сказать, им все равно бывает трудно понять, например, задание в учебнике, условие задачи или инструкцию учителя, и еще труднее – объяснить, чего именно они не поняли. Это нередко приводит к тому, что учитель считает ребенка неспособным вообще освоить математику, однако это не так.

4. Человеку с синдромом Дауна трудно понять задания, особенно если они всегда формулируются по-разному. Например, ему нелегко разобраться, что от него требуется в следующих случаях (пример заданий из учебника):

- Впиши пропущенные числа.
- Напиши число меньше на одну единицу.
- Впиши числа в промежутках.
- Расставь числа в правильном порядке.


Ученикам с синдромом Дауна очень помогает, если задачу можно разбить на несколько действий. Например, рассмотрим следующую задачу. «У Яна 1 шоколадка, у Элла 7 шоколадок, а у Хайнца 4 шоколадки. Сколько шоколадок было бы у каждого, если бы они поделили шоколадки поровну?». Задача кажется очень трудной. Но ученик с синдромом Дауна вполне способен с нею справиться, если подсказать ему, что сначала нужно сложить все шоколадки, а затем уже поделить их на три. (Если ребенок еще не освоил деление, он способен выполнить это действие вручную с конкретными шоколадками.)

5. Людям с синдромом Дауна гораздо сложнее воспринимать информацию на слух. Учителя должны об этом помнить. Нужно всегда представлять задания в письменном виде, желательно с наглядными пособиями (положить перед учеником настоящие рубли и копейки и т.д.).

6. У детей с синдромом Дауна, как правило, недостаточно повседневного опыта в решении практических математических задач, по сравнению с обычными детьми. Вот несколько примеров. Родители склонны чрезмерно опекать детей с синдромом Дауна, они гораздо позже начинают ходить в магазин за хлебом одни (если вообще начинают), да и отправляясь в магазин сами, родители зачастую предпочитают оставить малыша с синдромом Дауна дома, чтобы он чего не натворил. Таким образом, ребенок лишается возможности посчитать яблоки и апельсины во фруктовом отделе или найти кассу №4. Поскольку дети с синдромом Дауна бывают медлительны, их братья и сестры могут опережать их и считать предметы, называть количество очков в игре и пр. за них. Из-за трудностей с мелкой моторикой и проблем с памятью вы предпочтете внести телефонный номер подруги ребенка с синдромом Дауна в память телефона, вместо того чтобы каждый раз позволять ребенку потренироваться и набрать его самому, и так далее.

7. Дети с синдромом Дауна обычно развиваются с некоторой задержкой. Они проходят все те же стадии развития, что обычные дети, но медленнее. Таким образом, если вернуться к стадиям, выделенным Пиаже (выше), мы можем сказать, что большинство детей с синдромом Дауна в школьном возрасте остаются на стадии конкретного мышления. Если вы покажете ребенку с СД пирог, разрезанный на 6 кусков, и спросите, сколько кусков останется, если взять и съесть два куска, он может ответить правильно. Если же вы дадите ему пример «1 – 2/6», это поставит его в тупик. Еще труднее ребенку с синдромом Дауна даются условные обозначения, например, иксы и игреки, которые могут означать все, что угодно. Люди с синдромом Дауна хорошо справляются с заданиями, практический смысл которых им ясен.

8. Нередко бывает так, что у ученика с синдромом Дауна нет мотивации, т.к. он испытал уже слишком много неудач в попытках освоить сложные математические понятия. Он даже не хочет пытаться. А еще ему может казаться, что математика – чисто абстрактная наука, которая совершенно не пригодится ему в повседневной жизни.
К счастью, интересные задания в игровой форме и реальные ситуации способны исправить эту проблему.

Характеристики учеников с синдромом Дауна, помогающие освоению математических понятий

Следует снова отметить, что не все люди (в дальнейшем – ученики) с синдромом Дауна будут обладать всеми следующими характеристиками. Возможно, в вашем случае ученик будет обладать лишь некоторыми из этих особенностей.

1. Большинство людей (особенно детей) с синдромом Дауна хотят понравиться учителю. Если учитель им симпатичен, они с энтузиазмом приступают к занятиям. Согласно некоторым исследованиям, у детей с синдромом Дауна отмечается меньше проблем с поведением, чем у детей с умственной отсталостью, вызванной другими причинами.

2. Многие люди с синдромом Дауна хорошо обучаются при помощи зрительных опор. Картинки, символы, графики, написанные условия задач помогают им понять задание.

3. Даже если речь ученика с синдромом Дауна не слишком разборчива, как правило, он способен изъясняться так, чтобы его поняли, с помощью мимики, жестов, знаков.

4. Дети с синдромом Дауна проходят все те же стадии в освоении понятий, что обычные дети, но медленнее. Им просто нужно намного больше практики. Однако им не нужны бесконечные автоматические повторения и зубрежка, их интересует творческий подход.

5. Ученикам с синдромом Дауна часто нравится работать с калькуляторами и компьютерами.

6. Детям с синдромом Дауна нравится общаться со сверстниками, они склонны подражать им. Во многих случаях одноклассник может лучше, чем учитель, объяснить материал ребенку с синдромом Дауна. Все учителя, пробовавшие подключать к обучению детей с синдромом Дауна их обычных сверстников, отмечали положительные результаты.
OZON.ru - Книги | Особенности развития мышления у детей с особыми нуждами и потребностями | Библиотека педагога-практика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89502-343-3, 978-5-89395-755-6OZON.ru - Книги | Особенности развития мышления у детей с особыми нуждами и потребностями | Библиотека педагога-практика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89502-343-3, 978-5-89395-755-6



Приводимые в книге Деанны Хорстмайер примеры, игры, принципы занятий подходят не только ученикам с синдромом Дауна, но и некоторым людям с аутизмом, СДВГ и умственной отсталостью различной степени и происхождения.

Основные принципы занятий

1. Опирайтесь на зрительные впечатления, зрительную память. Используйте наглядные пособия.

2. Используйте практические задания и пособия, которые можно потрогать. Вспомните, как вам легче научиться работать с какой-то компьютерной программой – прочитать инструкцию или если вам кто-нибудь покажет, что и в какой последовательности делать? Конечно, второе. Заставляйте учеников что-то делать, а не только смотреть на страницы задачнкиа, полные цифр и букв, например, попросите всех учеников в классе, кому нравится красный цвет, встать и подойти к двери, а потом предложите посчитать, скольким ученикам нравится красный.

3. Используйте структурированный подход с некоторой долей гибкости. Ученикам с синдромом Дауна очень нужна стабильность, когда они знают, что за чем следует, чего ожидать. Это позволяет им чувствовать себя увереннее. Можно нарисовать иллюстрированный план урока и следовать этой структуре. Можно также чуточку заранее предупреждать учеников о том, что их сейчас ждет, при переходе от одного вида деятельности к другой: «Сейчас мы будем считать. Ваня, пожалуйста, собери у своего ряда ножницы».

4. Старайтесь сделать так, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляйтесь с ним в магазин, чтобы купить конфет или диски с мультиками, попросите его переключить каналы телевизора на пульте дистанционного управления и т.п. Внимательно следите за тем, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию.

5. Старайтесь, чтобы ученик был сосредоточен на задании. Оцените, как долго могут оставаться сосредоточенными обычные дети его возраста. Продумайте, как привлечь и удержать внимание ребенка. Ваш голос не должен быть монотонным. Если вы приступаете к освоению чего-то нового, придумайте какой-нибудь завлекательный трюк. Часто ученикам с синдромом Дауна трудно понять, что, если они не будут стараться, они не получат хорошую отметку – это для них слишком отдаленное будущее. Продумайте систему немедленных наград, например, наклейки в тетрадку.

6. Проверьте, чтобы в заданиях не было ничего, что отвлекает внимание. Ученикам с синдромом Дауна трудно бывает сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется слишком много различных шрифтов, цветов, картинок. Задачи в несколько действий могут сразу сбить их с толку и заставить «отключиться». Один из способов, как можно исправить ситуацию, - взять листок бумаги с вырезанным окошком и закрыть им все ненужное на странице. Другой способ – ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, - только само задание и место, где нужно вписать ответ. Тщательно проверяйте, хорошо ли пропечатано задание, нельзя ли спутать единицу и семерку, например.

7. Минимизируйте требования к мелким движениям. Так, ребенок с синдромом Дауна может ошибаться при решении примеров в столбик, потому что ему трудно писать единицы под единицами, а десятки – под десятками в маленьких клеточках. Используйте тетради с крупными клетками, можно использовать «подсказки». Например, если в столбик написан пример 30+70, можно подвести под столбиком черту и несильно закрасить простым карандашом ТРИ клеточки под разрядами единиц, десятков и сотен, чтобы ребенок мог догадаться, где именно начинать писать правильный ответ «100».

8. Структурируйте время, отведенное на домашнее задание. Договоритесь с учителем, как именно надо строить выполнение домашнего задания. Если ребенок старательно пытался понять, что от него требуется, в течение 20-30 минут и все равно не понимает, пойдет отрицательная реакция, он расстроится и перестанет стараться. Поговорите с учителем, что делать в таких случаях. Не давите на ребенка чрезмерно. Старайтесь выполнять домашнее задание каждый день в одно и то же время.

9. Если ребенок ведет себя плохо, например, закатывает истерику и не хочет учить уроки, постарайтесь разобраться в причинах такого поведения. Проведенный в Великобритании опрос учителей инклюзивных школ показал, что для детей с синдромом Дауна самым эффективным способом регулировать поведение является похвала и выдача каких-то «наград» (наклеек и т.п.). Регуляция поведения с помощью оценок плохо работает с такими детьми. Наказание или игнорирование ребенка в случае плохого поведения также не слишком успешны, т.к. иногда дети с синдромом Дауна не способны понять причинно-следственную связь между своим собственным поведением и наказанием со стороны учителя. Дома вы также можете применять систему наград, но дети (любые дети) зачастую не воспринимают родителя как учителя. Попробуйте подключать к обучению братьев и сестер, друзей ребенка или наймите репетитора.

10. Создавайте «ситуацию успеха» в самом начале занятия. До того как приступить к занятию, спросите у ребенка о чем-то, что он точно знает, и с энтузиазмом похвалите его за правильный ответ. Старшие дети с синдромом Дауна, особенно если они обучаются вместе с обычными детьми, заранее настроены на неудачу, на то, что у них все будет получаться медленнее. Не забывайте хвалить ребенка за старание, за попытку – не только за успех. Однако не перехваливайте ученика. Он не должен работать только за вашу похвалу. Постепенно учите его находить отдачу в самом выполнении задания, это пригодится ему гораздо больше.

11. По возможности подключайте в качестве учителя, помощника ровесников ребенка.

12. Тренируйте кратковременную и долговременную память ребенка. Отличный способ это сделать – музыка. Подыщите детские песенки, которые помогут запомнить последовательность чисел. Это хорошо всем знакомые "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять" и другие (обратите внимание, например, на вот этот материал по пальчиковым играм - сколько здесь возможностей для освоения порядковых и количественных числительных! См. также ссылки ниже). Не забывайте о наглядности. Для освоения дробей покажите ребенку нарезанный пирог, при изучении времени сконструируйте с ним вместе модель часов. Используйте мнемонические приемы (так, известен прием российской учительницы, которая объясняла знак «больше >» как открытую пасть крокодила).

13. Учите ребенка пользоваться калькулятором достаточно рано.

14. Сделайте так, чтобы занятия проходили в теплой, веселой атмосфере.

15. Подключайте компьютерные программы. Людям с синдромом Дауна, как правило, нравится работать на компьютере. Существуют обучающие программы и программы, закрепляющие навыки. Яркие образы, веселые звуки, немедленное подкрепление правильного ответа или порицание за неправильный ответ привлекают детей и взрослых.

16. Разбивайте сложные задачи на пошаговые действия.


В данной книге приводится 9 способов адаптации ОБЫЧНЫХ заданий для учеников с синдромом Дауна.

1. Уменьшайте количество заданий.

2. Выделяйте больше времени на освоение каждого навыка, выполнение каждого задания.

3. Больше помогайте ученику.

4. Приспосабливайте предъявление задания для вашего ребенка, например, читайте с ним условие вслух или подыскивайте наглядные пособия.

5. Упрощайте условия задач, например, разрешите ему использовать калькулятор.

6. Приспосабливайтесь к конкретному ученику в плане проверки знаний. Убедитесь, что вы проверяете именно математический навык, а не сопутствующий! Например, из-за отставания в развитии мелкой моторики ребенку может быть трудно самому написать нужные цифры, но он может выполнить арифметическое действие и сможет приклеить наклейку с изображением числа = правильного ответа на задачу.

7. Позволяйте ученику с синдромом Дауна участвовать в решении хотя бы ЧАСТИ сложного задания, например, он может посчитать, сколько его одноклассников любят ванильное мороженое, а остальные одноклассники переведут эту цифру в проценты.

8. Приспосабливайте уровень целей и задач, заявленных в учебном плане, к конкретному ученику с синдромом Дауна. Возможно, его одноклассники уже будут складывать трехзначные числа, пока он сражается с однозначными, в этом нет ничего страшного. У него свой темп развития.




Продолжение следует: Математические понятия, осваиваемые ребенком до понятия числа (можно заниматься с ребенком с 2-3 лет).




Преподавание математики детям с синдромом Дауна, основные навыки: часть 2, Навыки, осваиваемые до понятия числа
Преподавание математики детям с синдромом Дауна, основные навыки: часть 3, Понятие числа
Преподавание математики детям с синдромом Дауна: ч.4, Узнаём и запоминаем цифры
Преподавание математики детям с синдромом Дауна: ч.5, Тренируем счет
Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. на сайте PedLib.ru.
Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида // Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - М.: Просвещение, 1999 на сайте PedLib.ru.
Сайт "Музыка с мамой", где можно заказать тексты и диски развивающих песенок, в т.ч. тренирующих числительные - Екатерина Железнова.
Купить диски Железновых можно на сайте Развивалки.ру.
Особенности преподавания математики в коррекционной школе
Количественная математика - на персональном сайте Алисы Пушинской
Александр Звонкин, Вадим Левин. Домашняя школа для дошкольников
Купить:
OZON.ru - Книги | Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников | А. К. Звонкин | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-94057-315-9OZON.ru - Книги | Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников | А. К. Звонкин | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-94057-315-9

Каталог ресурсов нашего сайта
На главную
Напишите мне

Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия
Математика: состав числа (ЖЖ Елены Величко)
Пишем цифры, пост в ЖЖ imacom
Сайт "Математика для дошкольников

OZON.ru - Книги | Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция | Р. И. Лалаева, А. Гермаковска | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-94033-145-9OZON.ru - Книги | Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция | Р. И. Лалаева, А. Гермаковска | Коррекционная педагогика | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-94033-145-9

OZON.ru - Книги | Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Коррекционно-развивающее обучение КРО | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-484-6OZON.ru - Книги | Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Коррекционно-развивающее обучение КРО | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-484-6

OZON.ru - Книги | Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет) | Н. В. Нищева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-495-1OZON.ru - Книги | Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет) | Н. В. Нищева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-495-1

OZON.ru - Книги | Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-712-0OZON.ru - Книги | Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР | И. А. Морозова, М. А. Пушкарева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-712-0

OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-715-1OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-715-1

OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-501-0OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-501-0

OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада. 6+ | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-502-7OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада. 6+ | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-502-7



Hosted by uCoz