| |||
Как использовать проверочный лист к каждому разделуЕсли вы не уверены, с развития каких именно навыков и, соответственно, с каких упражнений начинать занятия с ребенком, в начале каждого раздела вашему вниманию предлагаются проверочные листы. Протестируйте ребенка согласно пунктам данного списка, поставьте галочки напротив тех навыков, что уже освоены ребенком. Вы поймете, над чем с ним работать дальше. Когда все навыки данного раздела освоены и везде стоят галочки, переходите к следующему разделу.Проверочный лист (предварительное и окончательное тестирование)Может ли ребенок/ученик:--- Найти пару среди написанных цифр от 1 до 5 в ряду написанных цифр от 1 до 5. (Позже: от 1 до 10.) --- Соотнести написанные цифры с соответствующим количеством предметов (от 1 до 10). --- Узнать и назвать написанные числа 11-19. --- Узнать и назвать написанные числа 20-29. Понять логику написания чисел 30-39. --- Узнать и назвать написанные числа 39-100. --- Правильно вводить на калькуляторе однозначные и двузначные числа. Здесь вашему вниманию предлагаются, в основном, игры, облегчающие усвоение вышеописанных навыков. Имейте в виду, что описанные в разделе игры в основном учат цифрам 1-5, но вы можете возвратиться к этому разделу и применять эти же игры, изучая счет от 1 до 100! Это следующий этап после освоения понятия числа, но с некоторыми детьми имеет смысл заниматься параллельно по упражнениям предыдущего и этого этапов. Это может пригодиться, если ученик не может разборчиво говорить, но в состоянии понять цифры: тогда он сможет показывать на написанные числа и вы таким образом проверите его понимание. Если у ребенка хорошо развиты навыки общей и мелкой моторики, можно параллельно учиться писать цифры (подробнее об этом позже). Однако, как показывают исследования, у обычных первоклассников нередко возникают проблемы с написанием цифр правильно и четко; что касается детей с синдромом Дауна, эти трудности могут продолжаться дольше, чем у обычных детей. Поэтому важно предоставить им возможность познакомиться с цифрами и уверенно освоить их еще до того, как они смогут сами их писать. Деанна Хорстмайер применяет следующий прием: еще до того, как она учит детей с синдромом Дауна называть, то есть распознавать цифры, она учит их запоминать и сравнивать внешний вид цифр как обычных фигур. Кроме того, в работе она опирается на метод Яна Олсена, предлагавшего писать цифры в упрощенном виде, а именно: единицу как простую вертикальную черту, четверку – не замыкая ее сверху, а шестерку – с прямой «спинкой». При этом большинство цифр мы начинаем писать одинаково, с верхнего левого угла клеточки – детям с синдромом Дауна так легче запомнить, как их писать. Упражнение «Парковка»Цель: Ребенок должен запомнить внешний вид цифр, научиться сравнивать форму цифр и находить соответствия цифрам 1-5 по форме.Материалы: Пять маленьких машинок с крупно написанными на крыше цифрами от 1 до 5. 5 отдельных картонных коробочек со срезанным верхом (это будет дверь гаража), например, из-под сока, обклеенных бумагой, с написанными на них крупно цифрами от 1 до 5. Вариант: пять бумажных самолетиков с крупно написанными на них цифрами от 1 до 5 и пять коробочек-ангаров с крупно написанными на них цифрами от 1 до 5. Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Покатайте с ребенком машинку по столу от вас к нему, а он пусть катит ее вам обратно. Или позапускайте бумажные самолетики. Похвалите ребенка. Как играть: Поставьте перед ребенком на стол пять коробочек-гаражей (ангаров). Объясните, что у каждой машинки свой домик-гараж. Покажите пример, поставьте машинку 1 в гараж 1: возьмите машинку в руку, покажите ребенку, что на ней написана цифра «1». Назовите цифру: «Это один. Давай поищем, есть ли у нас гараж с цифрой один. Вот он». Поставьте машинку в соответствующий гараж. Помогите ребенку расставить машинки в нужные гаражи. Называйте цифры, но не ожидайте, что малыш их сразу запомнит. Это и не является целью данного упражнения. В эту игру могут играть несколько игроков, по очереди расставляя машинки в гаражи. Кто не сделал ни одной ошибки – тот и выиграл. Понятно, что это умение в любом случае пригодится ребенку, например, в гардеробе. Упражнение: «Соотнесение цифр и количества»Цель: Ребенок должен понимать, что количество предметов символически обозначается той или иной цифрой (сначала от 1 до 5, затем от 1 до 10).Материалы: черный и красный маркеры; карточки с нарисованными на них крупными точками (как игральные кубики) – 5 карточек с 1, 2, 3, 4, 5 точками соответственно. Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Покажите ребенку карточку с каким-либо количеством точек и спросите, сколько точек (предполагается, что вы уже прошли предыдущий этап, где тренировали это умение). Похвалите ребенка за правильный ответ. Что делать далее: Возьмите карточку с одной точкой. Покажите пальцем на точку, озвучьте: «Одна точка, одна». – Пусть ребенок повторит «одна» или «один» и укажет пальцем на точку. Вы говорите: «Пишем один» и маркером другого цвета рисуете цифру 1, как показано на картинках ниже. Пусть ребенок проведет пальцем по нарисованной вами линии. Так же занимайтесь с картами 2-5 (рисунки см. ниже). Повторяйте это краткое занятие почаще. Упражнение: «Скрепки»Материалы: Прямоугольные картонные карточки, на которых крупно, четко черным шрифтом написаны цифры от 1 до 5. 15 бельевых прищепок или канцелярских скрепок для каждого игрока.Как играть: Возьмите карту с какой-нибудь цифрой. Покажите, как вы прикрепляете к карте соответствующее количество скрепок. Попросите ребенка сделать то же самое с остальными карточками. Если ребенок еще не очень хорошо освоил цифры, можно нарисовать под цифрами или, по образцу предыдущего задания, «за» цифрами соответствующее количество точек. Но цель этого упражнения – освоить соотнесение цифры и количества предметов (прищепок или скрепок), а не соотнесение количества точек и количества предметов, так что поскорее избавляйтесь от точек! В эту игру можно играть в группе – каждому игроку понадобится 15 скрепок или прищепок и по набору карт от 1 до 5. Кто не сделал ни одной ошибки, выиграл. (Победителями могут быть все.) Лучше не устраивать соревнования на скорость, т.к. детям с синдромом Дауна могут помешать выполнить это задание правильно трудности не с пониманием цифр и количества, а с мелкой моторикой. Когда ребенок безошибочно и легко выполняет это упражнение с 5 картами, тренируйтесь с остальными цифрами и количеством 1-10. Упражнение: «Гостиница»Материалы: Доска с 5 (10) пронумерованными крючками, 5 (10) карточек с дыркой сверху, можно в виде ключей.Как играть: Возьмите карточки и нарисуйте вместе с ребенком на каждой от 1 до 5 (10) любых символов, например, бабочек или треугольничков. Можно наклеить от 1 до 5 (10) мелких наклеечек. Покажите ребенку, как развесить карточки с соответствующим количеством символов под крючком с нужным номером. Чтобы запомнить внешний вид цифр, детям нередко требуются какие-либо мнемонические подсказки. (Мнемоника – наука, изучающая способы, позволяющие легче запомнить какую-то информацию, например, мы помним, что Италия на карте похожа на сапог, а цвета радуги учим по поговорке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».) Возможно, когда вы в детстве учили цифры, вам говорили, что двойка похожа на лебедя, а четверка – на перевернутый стульчик. Детям с синдромом Дауна могут помочь такие подсказки. Сейчас существует немало книг, где предлагаются такие мнемонические правила, подсказки и рисунки. На сайте Мнемоника.ру приводятся следуюшие примеры: 0 - Солнце, мяч, воздушный шар, 1, I - столб, ручка, карандаш, копье, стрела, 2, II - гусь, лебедь, шахматный конь, кобра, кроме того можно использовать любые предметы подразумевающие наличие пары: рельсы, близнецы, перила на мосту и пр. 3, III - сердце, якорь, колонны храма, забор 4, IV - стул, парусник, флаг 5, V - извилистая дорога, барабан с палочками, раскрытая ладонь - пятерня, рогатка, циркуль 6 - навесной замок, капля 7 - коса, топор, сапог 8 - снеговик, бинокль, очки, песочные часы 9 - слон, рулетка, свисток, сотовый телефон Упражнение: «Классики»Цель: Ребенок лучше запомнит числительные, если подключить к делу все его тело.Материалы: Нарисованные на асфальте классики (одна клетка – две клетки – одна клетка – две клетки). Для начала расположите цифры по порядку, затем, когда ребенок будет чувствовать себя увереннее, можно написать цифры в любом порядке. Как играть: Ребенок прыгает по классикам и называет цифру вслух. Можно также использовать настольные игры-ходилки, «Монополию для маленьких», «Уно» и т.п. Хорошо помогает запомнить цифры/числа игра в лото. Упражнение: «Футбол»Цель: Ученик должен научиться распознавать написанные числа 11-19. В данном упражнении ребенок должен понять, какое числительное названо вслух, и найти его в написанном виде.Материалы: 9 карточек с крупно написанными на обеих сторонах каждой карты числами от 11 до 19. Можно сделать карточки круглыми и прикрепить к каждой из них скрепку или бельевую прищепку. Непрозрачный пакет. Большая картонная коробка. Лист бумаги или доска. Как играть: повторите с ребенком числительные от 11 до 19 (см. предыдущий этап). Далее: вынимайте карточки из пакета и кидайте их одну за другой на пол. Объясните ребенку правила игры: вы будете называть число от 11 до 19, а он должен поднять нужную карту. Если ребенок берет правильную карту, пусть положит ее в картонную коробку, стоящую рядом. Если у ребенка не получается выбрать нужную карту, начните с 2-3 карт. Повторите еще раз числительные, повторите, как пишутся цифры. Если ребенку трудно воспринимать числительные на слух, давайте ей по 1 карте из парного набора карт 11-19, чтобы он сравнил написание нужного числительного с картами на выбор. Однако цель этого упражнения – научиться распознавать числительные на слух, так что старайтесь этого не делать. Упражнение: «Учим числа 20-39»Цель: Ребенок должен узнавать и правильно назыввать написанные числа 20-29. Ребенок должен понять логику написания чисел 30-39.Материалы: Большие карты, на которых написаны числа: «20», «30». Карточки вполовину размера больших карт, на которых написаны цифры от 1 до 9. Как играть: Прислоните карту «20» к доске. Скажите, что числу 20 нужны друзья. Возьмите карточку с единицей и прислоните ее к 20 так, чтобы единица закрывала ноль. Объясните, что это число 21. Повторяйте эти шаги до 25. Спросите у ученика, какое число идет следующим. (Предполагается, что вы уже прошли предыдущий этап, где тренировали числительные). Предложите ей самой собрать числа 26-29. Еще раз покажите весь ряд от 21 до 29. Если вы занимаетесь в группе, пусть первый студент составит число 21, второй – 22 и так далее. Повторите это упражнение с числом 30. Можно заниматься таким же образом и с 40, 50, но вам нужно, чтобы ученики сами поняли логику образования этих чисел. Для отработки этих числительных снова можно играть в лото, которое можно изготовить самим. Включение в повседневную жизнь: Распознавание цифр и чисел, безусловно, крайне важно в повседневной жизни. Тренировать эти навыки можно где угодно:- в лифте, где вы просите ребенка нажать на цифру нужного этажа, и она загорается; - с помощью пульта дистанционного управления от телевизора; - с помощью телефона; - взвешиваясь на весах и взвешивая разные предметы и всех членов семьи; - с помощью календаря; - в разговорах о размерах одежды и обуви; - в обсуждении результатов спортивных матчей; - в обсуждении школьного расписания; - в гардеробе (как уже говорилось выше); - перелистывая книгу – обращать внимание на номера страниц, искать нужную страницу по оглавлению; - определять нужную песню (номер нужного трека, звуковой дорожки) по списку песен, прилагаемому к диску; - задавать нужное время для разогрева еды в микроволновой печи; - играть в классики и т.п. Упражнение: «Калькулятор»Обратите внимание, что на калькуляторе цифры расположены вовсе не так, как на телефоне. Ребенку понадобится немало практики, чтобы не делать ошибок.Цель: Ученик должен научиться вводить однозначные и двузначные числа на калькуляторе. Материалы: Калькулятор. Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Попросите ученика найти цифру 1, а затем цифру 9. Похвалите его. Что делать далее: Называйте вслух числа от 1 до 9 и проверяйте, правильно ли ребенок вводит их на калькуляторе. Просите ребенка самого называть число вслух. Не забудьте научить ребенка, как «стирать» написанное, очистить экран. Приучайте ребенка с самого начала, что после введения цифры на клавиатуре калькулятора он должен посмотреть на экран и проверить, что высветилось. Можете каждый раз говорить «проверим». Это очень пригодится, когда ученику потребуется складывать, вычитать, умножать и делить многозначные числа, ведь нередко некоторые цифры «не нажимаются», а понять самому, что произошла ошибка и ответ не слишком похож на правильный, ребенку будет очень трудно. Когда ребенок освоит этот навык, переходите к двузначным числам (для начала от 1 до 20). Произносите их четко и медленно, проверяйте, что высвечивается на экране. Если необходимо, можете поначалу использовать карточки с написанными числами, чтобы ребенок сравнил внешний вид числа на карточке и то, что высвечивается на экране калькулятора. Пусть дети играют в парах, один называет числа, другой набирает их на калькуляторе, а потом пусть поменяются ролями. Этим упражнением следует заниматься почаще по 5-10 минут. Помните, что четкость, правильность ввода чисел гораздо важнее скорости, не подгоняйте ребенка. Продолжение следует: Тренируем счетПреподавание математики детям с синдромом Дауна: ч.1, Особенности детей и взрослых с синдромом Дауна, оказывающие влияние на освоение математических понятий Преподавание математики детям с синдромом Дауна, основные навыки: часть 2, Навыки, осваиваемые до понятия числа Преподавание математики детям с синдромом Дауна, основные навыки: часть 3, Понятие числа Преподавание математики детям с синдромом Дауна: ч.5, Тренируем счет Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. на сайте PedLib.ru. Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида // Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - М.: Просвещение, 1999 на сайте PedLib.ru. Сайт "Музыка с мамой", где можно заказать тексты и диски развивающих песенок, в т.ч. тренирующих числительные - Екатерина Железнова. Купить диски Железновых можно на сайте Развивалки.ру. Особенности преподавания математики в коррекционной школе Как занимается математикой Татьяна, мама Яны (авторский материал) Каталог ресурсов нашего сайта Александр Звонкин, Вадим Левин. Домашняя школа для дошкольников
Количественная математика - на персональном сайте Алисы Пушинской На главную Новая страница - Обзор имеющихся в продаже книг по подготовке к школе детей с синдромом Дауна и занятиям в системе коррекционного обучения. Наш электронный адрес Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия Математика: состав числа (ЖЖ Елены Величко) Пишем цифры, пост в ЖЖ imacom Сайт "Математика для дошкольников |
OZON.ru - Книги | Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет) | Н. В. Нищева | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-89814-495-1 |
OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-715-1 |
OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-501-0 |
OZON.ru - Книги | Тетрадь по математике для детского сада. 6+ | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-86775-502-7 |