Выдержки из книги Патриции УИНДЕРС. УМЕНИЕ ПОЛЗАТЬ И ЛАЗАТЬ
Выдержки из книги Патриции УИНДЕРС «Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна», изданной на русском языке «Даунсайд Ап». Книга полностью на портале Downside Up Wiki.
Страница 6. УМЕНИЕ ПОЛЗАТЬ И ЛАЗАТЬ
Если у ребенка есть мотивация для того, чтобы освоить нечто новое, позвольте ему это сделать самостоятельно. Просто помогите ему воспользоваться для этого правильными движениями.
По 5-10 минут заниматься. Начинать заниматься с более легких навыков. Необязательно навыки появятся в этом порядке. Развлекать ребенка. Варьировать ритм занятий – статичные позы и динамичные упражнения.
(…)
Помощь можно оказывать в самом начале просто для того, чтобы малыш не слишком разочаровывался в своих возможностях, но, в конце концов, ему нужно научиться ползать самостоятельно.
Поначалу он не координирует свои движения. Малыш может ползти одним из четырех перечисленных ниже способов. Картина, которую вы увидите, будет отличаться от того, что вы подразумеваете под словом «ползание», но со временем движения ребенка разовьются, и он будет ползать нормально. Вам следует знать, что представляют собой эти четыре способа, и тогда вы сумеете распознать их как первые попытки малыша поползти и одобрить их.
Вот эти способы:
1. «тянется и перекатывается»;
2. двигается вперед, подтягиваясь на обоих локтях одновременно;
3. двигается вперед, подтягиваясь то на одном, то на другом локте;
4. встает на ладони и колени, после чего падает вперед.
Первый способ представляет собой следующее: ребенок тянется вперед одной рукой и перекатывается на бок через эту руку, затем тянется другой рукой и перекатывается на другой бок. С помощью этих движений он продвигается вперед настолько, чтобы достать игрушку.
2 – подтягивается на локтях попеременно или одновременно на обоих. Если по очереди, учится переносить вес.
Постепенно увеличивать дистанцию. Пользоваться сильными стимулами. Коленки и то, что «едет» по поверхности, прикрыть одеждой; ступни и ладошки освобождены от одежды для контакта с поверхностью.
УПР. 1. Ползание на животе.
1. положите ребенка на пол на животик, перед ним игрушку.
2. посмотрите, попробует ли он подвинуться вперед. Можно иногда побуждать его с помощью собственных пальцев. Позаниматься на разных покрытиях, в разной одежде. Расстояние постепенно увеличивать до 60 см, 1.5 м и 3 м. Когда он сможет проползать 3 м, это из комнаты в комнату или вся комната.
(2) Передвижение на четвереньках, цель – не менее 3 м чтобы проползал. Помещайте игрушку достаточно близко, чтобы был стимул, на уровне глаз ребенка.
УПР. 2. Передвижение на четвереньках.
Положите ребенка в 60 см от игрушки, которую вы поместите на софу либо низкую табуреточку. Если он не ползет к ней на четвереньках, передвиньте ребенка ближе к игрушке. Когда научится ползти на четвереньках – постепенно увеличивайте дистанцию.
Лазание. Пусть лазит на высоту, которая будет вровень с его бедрами (софа с убранными с нее подушками). Учиться карабкаться вверх. Потом учите слезать на пол вперед ножками, лежа на животе, с поддержкой. Учить не слезать вниз головой. При необходимости передвигайте руки и ноги ребенка и следите за обеспечением безопасности.
УПР. 3. Залезает на софу без подушек.
Уберите подушки с сидения софы, чтобы оно оказалось вровень с бедрами ребенка или между его талией и бедрами. Положите подушку с сидения на пол. Поставьте ребенка на эту подушку лицом к софе. На сидение положите игрушку и побудите малыша залезть на софу и достать игрушку. Если он не знает, как это сделать, согните одну его ногу в колене, поднимите его и поместите на сидение. Подержите это его колено и подождите, пока он пустит в ход руки и другую ногу, чтобы взобраться на сидение. Пусть потом посидит и поиграет с игрушкой. Если нужно, помогите ему сесть.
Когда ребенок научился забираться на софу с подушки, уберите подушку и учите его забираться с пола. При необходимости помогайте малышу.
УПР. 4. Забирается на верхнюю ступеньку лестницы (1-2 ступеньки)
УПР. 5. Слезает с софы с поддержкой.
Посадите малыша на софу без подушек. Если он готов слезть, переверните его на животик и тащите вниз с софы, пока ножки не достанут пола. Для того чтобы научиться повторять все шаги, надо много практиковаться. Потом уже не убирайте с софы подушек.
УПР. 7. Переход из положения стоя на коленях в положение сидя.
Поставьте малыша на колени так, чтобы он опирался на софу, с которой убрана подушка. Положите его ручки на сидение софы, колени сдвиньте. Расположитесь сами позади него, стоя на коленях и сидя на пятках. Поворот через правую сторону: поместите игрушку на пол слева от ребенка, возьмитесь за его бедра и переместите их вправо и вниз, на пол. Когда опускаете ребенка на пол, левое бедро поворачивайте к себе до тех пор, пока он не сядет боком перед вами. Вправо все то же самое, но наоборот. Постепенно уменьшайте степень вашей поддержки.
Переход из положения сидя в положение лежа на животе. Положите игрушку. Поместите ручки ребенка на пол сбоку от него (например, справа) между бедром и коленом. Помогите ему, чтобы он не ударился. Тренируйтесь в разные стороны.
Переход из положения сидя в положение стоя на четвереньках = Встаньте на пол и опуститесь на пятки. Посадите ребенка на пол лицом от себя. Поместите обе ручки ребенка справа и побудите его опереться на них. Положите свою правую руку под его грудку. Левой рукой согните колени малыша и сдвиньте их. Переведите его в положение стоя на четвереньках, поднимая рукой грудку, а левой ягодички. То же с другой стороной.
«Поговорим о движении» (статья ДСА)
«Последовательность развития моторики у детей с синдромом Дауна от 0 до 3х лет» (статья ДСА)
«Двигательное развитие вашего ребенка» (статья ДСА)
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную этого сайта
На главную этого сайта для материалов по развитию общей моторики
|