| ||||
Далее, свяжитесь с фондом ранней помощи «Даунсайд Ап» в Москве. ДСА.
Чтобы лучше понимать своего ребенка и путь, которым вам с ним предстоит идти, можно уже начинать изучать книги вроде Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь» (подробнее об этом см. страницу о книгах). Кроме того, скачайте по ссылке на той же странице или купите «Маленькие ступеньки» и/или ««Программу «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями». (См. ссылки ниже - где можно эти книги приобрести). Крайне важна сенсорная стимуляция. Об этом здесь, на сайте ДСА. Прочитайте страницу о развитии речи и обратите особое внимание на продолжение материала по книге Л.Кумин, часть 2: Стимуляция детей от рождения до первого слова: развитие навыков, необходимых для речи . Ознакомьтесь также со статьей «Последовательность развития моторики (от 0 до 3 лет)» (на сайте ДСА). Из простых советов, применимых уже в раннем возрасте. Советуют нарисовать черно-белые картинки, человеческое лицо в натуральную величину, шахматную доску и ставить/подвешивать, чтобы ребенок эти картинки разглядывал. Конечно, судя по состоянию ребенка, желательно поскорее решить вопрос с профессиональным массажем, а тем временем – стимулировать сенсорику: проводить по телу ребенка предметами разных фактур, т.е. тряпочками из разных материалов (мех, бархат…), прикасаться деревянными, пластиковыми палочками, металлическими предметами. В отделе массажеров и в детских отделах аптеки купить колючий мячик, катать его по телу, по ладошкам, ступням ребенка. Можно начинать играть в простейшие пальчиковые игры, в «сороку-ворону». Для деток, которые избегают взгляда, некоторые мамы советуют подолгу с ними разговаривать "глаза в глаза", уложив себе на колени и фиксировав головку. Также рекомендуется побольше непосредственного физического контакта (неплохо купить слинг), также крайне важен контакт «кожа к коже». В книгах Джеки Силберг по развитию детей (рекомендуем!) советуют ребенка передразнивать, показывать ему язык и так далее. Если он гулит, отвечать ему, стараться воспроизведенный им звук копировать как можно точнее, а потом его «толковать»: например, «гууу – ты хочешь пить?». Беседуя с ребенком, делайте паузы, как если бы чтобы он что-то вам отвечал. Подвешивайте яркие игрушки, можно музыкальный мобиль для развития зрительного и слухового сосредоточения. Ставьте музыку, адаптированную для малышей классику (подробнее об этом см. Музыка ). Поменьше пеленайте ребенка, давайте ему побольше свободы. Выкладывайте его почаще на животик на твердую поверхность. Глен Доман (см. Книги) подчеркивает важность стимуляции проприоцептивного восприятия. Крутите, вертите ребенка в воздухе, только не забывайте придерживать шейку и голову. Побольше улыбайтесь малышу, ласково говорите с ним, меняя тон, громкость и высоту голоса. По программе «Каролина» к трем месяцам нормальный ребенок должен уметь следующее – исходя из этого, планируйте, какие навыки и как вам тренировать с ребенком. (Безусловно, если у ребенка слабое зрение или слух, нужно корректировать эти пункты.) (1) Зрительное прослеживание и постоянство предметов. Чтобы научить ребенка следить за предметом, используйте яркие, блестящие, шумящие предметы, фонарики, елочные игрушки, погремушки, зеркальце. Изменяйте освещенность и яркость света, расстояние от глаз ребенка до объекта. - Смотрит на предмет, по крайней мере, в течение трех секунд. - Следит за предметом, перемещаемым по горизонтали вправо и влево. - Следит за предметом, перемещаемым по вертикали от уровня лба до уровня груди. - Следит за предметом, перемещаемым по кругу. - Смотрит туда, где скрылся предмет или человек. (2) Слуховая локализация и постоянство предмета. Меняйте погремушки, пробуйте предметы с различными тонами шума. Начинайте с блестящих, ярких погремушек. - Успокаивается под воздействием шума (затихает, если слышит шум погремушки). - Ищет глазами источник звука. - Поворачивает голову и ищет глазами источник звука или тянется к нему, если он рядом с ухом (на расстоянии примерно 15 см) (ребенок лежит). (3) Внимание и память. - Предвосхищает регулярно повторяющиеся события. Для оценки этого навыка необходимо выработать определенные рутинные процедуры, предшествующие купанию, кормлению, укладыванию в постель. (4) Формирование понятий. - По-разному реагирует на теплое и холодное, на шершавое и гладкое. Прикасайтесь к телу ребенка предметами различных фактур. (5) Восприятие пространства. - Переключает внимание (зрительная фиксация, ориентация тела) с одного объекта на другой. Используйте игрушки разного размера, формы, фактуры, издающие разные звуки. - Ищет глазами или тянется за предметом, который касается тела и находится в поле зрения. (6) Функциональное использование предметов и символическая игра. - Подносит руку ко рту. Если ребенок сам этого не делает, попробуйте намазать руку ребенка чем-нибудь сладким (желе, сиропом) и поднести его руку ко рту, побуждая его слизать сладость. Постепенно уменьшайте свою помощь. - Обследует предметы (прорезыватели, погремушки) ртом. Если ребенок этого не делает, помогайте ему поднести предмет ко рту. Постепенно уменьшайте помощь. Предметы могут быть разной фактуры, размера, температуры, вкуса, поначалу не слишком тяжелые. (7) Решение проблем. - Повторяет действия, которые дают интересный результат. Привяжите к мобилю или подвешенным колокольчикам яркую ленточку, а другой ее конец – к ручке ребенка. Подвешивайте игрушки пока не над грудкой ребенка, а там, где ему легче будет их задевать при хаотическом размахивании ручками. (8) Предсловарь/словарь. - Сигнализирует определенным образом о состоянии голода, дискомфорта, удовольствия (удовольствие выражается улыбкой, воркующими звуками). Для развития этих навыков будьте внимательны к тем способам, которыми ребенок может сигнализировать о своем состоянии. Новорожденный может не плакать от голода, а поворачивать головку и пытаться захватить ротиком край пеленки и так далее. - Создает пять или более гласноподобных и согласноподобных звуков. Для развития этого навыка разговаривайте с ребенком так, как описано выше. (9) Имитация: звуки и жесты. - Успокаивается при звуках голоса. - Смотрит на человека, который говорит и/или жестикулирует. Говорите с ребенком в оживленной манере. Если он на вас смотрит, прикоснитесь к нему, улыбнитесь, возьмите его на руки, приласкайте. Стремитесь поддерживать контакт взглядами как можно дольше. (10) Ответы на общение. - Соответствующим образом реагирует на голос и на выражение лица. Сознательно преувеличивайте эмоциональность голоса и мимики. Ребенок должен, например, выглядеть мрачно, когда взрослый говорит сердито, и улыбаться, если взрослый смеется. (11) Разговорные навыки. - Улыбается человеку, который говорит и/или жестикулирует. В месяц-два дети обычно улыбаются в ответ на внутреннее состояние сытости или удобства. Дети с отклонениями в развитии нередко еще не улыбаются сознательно к трем месяцам, пусть вас это не слишком смущает, продолжайте эмоционально общаться с ребенком. Щекочите ребенка, тактильно стимулируйте его, реагируйте на малейшие его попытки улыбнуться своими улыбками, ласковыми словами. - Голосом выражает протест или недовольство действиями или событиями. Внимательно относитесь к звукам, издаваемым ребенком, старайтесь их имитировать. (12) Социальные навыки. - Перестает плакать, когда видит или трогает бутылочку или грудь мамы. - Успокаивается, если его берут на руки, качают, разговаривают с ним. - Улыбается в ответ на звуковую или тактильную стимуляцию. (13) Самообслуживание: еда. - Хорошо (ровно) сосет грудь. Если у вас проблемы с кормлением, найдите на сайте ДСА методические статьи Полины Жияновой. Читайте также здесь о поддержке грудного вскармливания. Обратитесь к мамам, уже выкормившим младенца. - Редко пытается сосать посторонние предметы. Сосательный рефлекс (поворот головы и попытка сосать в ответ на стимуляцию щечки) в норме угасает к 3-4 месяцам. Считается, что игра руками со ртом способствует угасанию этого рефлекса и является нормой. (14) Навыки мелкой моторики. - Активно двигает руками, увидев или услышав интересный предмет. Используйте игрушки, как описано выше: блестящие и т.п. Можно использовать погремушки, надеваемые на ручку или ножку; такие можно сделать самим из махровой резинки для волос и бубенчиков или «яичка» из киндер-сюрприза, в который насыпана фасоль, рис. - Смотрит в сторону руки или игрушки. Используйте поначалу яркие звучащие игрушки, как описано выше. - Смотрит на игрушку и/или манипулирует ею более 5 секунд, если игрушка вложена в его руку и находится по средней линии тела. Если ребенку тяжело держать игрушку, не сжимайте своей рукой его пальчики, лучше слегка придерживайте саму игрушку. - Передвигает игрушку так, чтобы она попала в поле зрения, и смотрит на нее, если игрушка вложена в его руку (то есть может пошевелить рукой, повернуть голову или поднести игрушку ко рту, если у ребенка имеются нарушения зрения). - Наблюдает за своими руками, которые держит по средней линии тела – активно шевелит ими и наблюдает за результатом. Если ребенок этого не делает, используйте рукавички с колокольчиками, яркие ленточки. (15) Навыки мелкой моторики: билатеральные навыки. - Поднимает обе руки, когда ему предъявляют предмет, кисти частично разжаты. Развесьте игрушки перед ребенком на стоячей рамке. Держите игрушку над грудкой ребенка. Если он не пытается ее взять, постепенно опускайте игрушку, чтобы она коснулась грудки ребенка, затем снова поднимайте, побуждая ребенка поднимать за ней ручки. Используйте яркие игрушки, как описано выше. (16) Навыки крупной моторики: положение лежа на животе. - Приподнимает голову так, что вы видите его нос: ручки и ножки согнуты. Поставьте перед ребенком интересную игрушку. Можно энергично стимулировать мышцы шеи и мышцы между лопатками ребенка, если нет противопоказаний (родовой травмы шеи, например). Тренируйте ребенка так: сами лягте на спину, ребенка положите себе на грудь, чтобы, подняв голову, он мог видеть ваше улыбающееся лицо и слышать ваш ласковый голос. Это будет для него стимулом. - Поднимает голову под углом 45 градусов, руки и ноги частично согнуты. Когда предыдущее умение уже освоено, подвешивайте игрушки в кроватке ребенка. Ставьте локотки ребенка в правильное положение. Можно использовать одеяльце с липучками, чтобы подвешивать различные мягкие игрушки. Кладите ребенка на ровную, плоскую, твердую поверхность. (17) Навыки крупной моторики: положение лежа на спине. - Поворачивает голову из стороны в сторону, реагируя на звуковой или зрительный стимул. - Сгибает и выпрямляет руки и ноги. Используйте надеваемые на ручки и ножки ребенка игрушки, как описано выше. Сами ритмично сгибайте и разгибайте ручки и ножки ребенка. Поглаживайте ручки, ножки и животик. - Подносит руки ко рту. Во время кормления положите ручки ребенка на бутылочку. Используйте надеваемые на ручки ребенка игрушки, как описано выше. Намажьте ручку ребенка чем-нибудь сладким, как описано выше. - Держит голову по средней линии тела, лежа на спине. Располагайте звуковые, зрительные стимулы, свое лицо по средней линии тела ребенка. Если ребенок испытывает затруднения, кладите головку ребенка на подушечку или по-другому помогайте ему сохранять нужное положение, в дальнейшем убирайте эту помощь. (18) Навыки крупной моторики: вертикальное положение. - Уверенно держит голову, находясь на руках у взрослого. Учите ребенка это делать, держа свою руку у основания черепа ребенка, чтобы подхватить головку, если она упадет. Используйте звучащие игрушки, картинки, маски. Старайтесь, чтобы ребенок держал головку ровно, по средней линии тела, и мог поворачивать ее влево и вправо. Носите ребенка лицом от себя, перед грудью. Еще раз напоминаем, что это нормы для здорового ребенка. Тем не менее, последовательность развития навыков, как правило, остается такой же и для ребенка с синдромом Дауна. - Новая страничка о программе "Каролина" с возможностью скачивания таблицы навыков (последовательность развития и возраст освоения навыка в норме). Нормы развития (здорового ребенка) по месяцам из книги О.Жуковой и В.Балобановой "Самоучитель для родителей". Книга П. Уиндерс - практические советы по развитию общей моторики. Почитайте книгу Эмили Мэвино "Наш ребенок - человек с умственной отсталостью" вот здесь "Невромед". Марина Чаплыгина, знакомая многим читателям по видеофильму о дочери Варе, делает сейчас свой сайт, где делится опытом о том, как заниматься с ребенком, дает конкретные рекомендации по возрастам. На главную этого сайта На главную для ресурсов этого сайта Напишите мне Купить эти книги можно, например, в Интернет-магазине "Озон.ру" (если их нет в наличии, вас оповестят, когда они появятся): Программа "Каролина" "Маленькие ступеньки": книга 1. Введение в программу. - на Озон.ру "Маленькие ступеньки": книга 2. Индивидуальная программа ребенка. - на Озон.ру "Маленькие ступеньки": книга 3. Навыки общения. - на Озон.ру "Маленькие ступеньки": книга 4. Навыки общей моторики. - на Озон.ру "Маленькие ступеньки": книга 5. Навыки тонкой моторики. - на Озон.ру "Маленькие ступеньки": книга 6. Восприятие речи. - на Озон.ру "Маленькие ступеньки": книга 7. Самообслуживание и социальные навыки. - на Озон.ру "Маленькие ступеньки": книга 8. Перечень умений, определяющих развитие вашего ребенка. - на Озон.ру |