Выдержки из книги Патриции УИНДЕРС. Умение садиться из положения стоя. Умение стоять, держась за предмет мебели.
Выдержки из книги Патриции УИНДЕРС «Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна», изданной на русском языке «Даунсайд Ап». Книга полностью на портале Downside Up Wiki.
Страница 8. Умение садиться из положения стоя. Умение стоять, держась за предмет мебели.
УПР. 17. Садится на пол из положения стоя.
1. Поставьте ребенка так, чтобы он держался за край поверхности.
2. Сами расположитесь сбоку от него.
3. Положите на пол игрушку и побудите малыша опуститься на пол. Побудите его продолжать держаться за край и сгибать колени, пока его ягодицы не коснутся пола. По мере необходимости помогайте малышу. Старайтесь отучать его, если он просто разгибает ручки и валится на пол.
4. Если малыш боится, поместите между его ножек подушку от софы, тогда он сядет на нее, когда опустится вниз. Постепенно уменьшайте высоту подушки, пока ребенок не научится садиться на пол.
*
Разувайте ребенка для этих упражнений.
УПР.18. Стоит с поддержкой, держась двумя руками.
1. Поставьте ребенка и побудите его ухватиться руками за поверхность, имеющую выступающий край (край мебели, за который держится ребенок, должен быть на уровне между уровнем сосков ребенка и уровнем на 7.5 см ниже сосков).
2. Помогите ему поставить ножки так, чтобы стопы были на ширине бедер и смотрели вперед. Позади его ног поставьте скамеечку и закрепите ее, чтобы она не двигалась. Когда малыш будет готов к этому, он на нее сядет.
3. Когда он стоит, развлекайте его. Когда он уже спокойно стоит, держась за край двумя руками, побудите его сгибать колени в такт музыке.
4. Если он наклоняется назад или в сторону, помогайте ему, если он сам не может вернуться в первоначальное положение.
5. Когда он уже хорошо стоит, держась за край двумя руками, начинайте практиковаться на поверхности без края. Чтобы не опирался животом, но клал руки на поверхность.
УПР.19. Стоит с поддержкой, держась одной рукой.
То же, что УПР. 18. Побуждайте его играть одной рукой с игрушками. Когда он уже хорошо держит равновесие, побуждайте ребенка достать игрушку, находящуюся в стороне или сзади от него. Тоже начинайте тренироваться на поверхности без края.
(…)
Ребенок должен научиться сохранять равновесие с помощью движений стоп, меньше полагаясь на свои руки. Чем больше времени он проводит за игрой в положении стоя, тем лучше усваивает вертикальное положение и реже «ложится» на поверхность, которая служит ему опорой. Когда он будет готов стоять без поддержки, он сам отпустит руку.
Шаги, из которых состоит процесс освоения умения стоять
Ребенок учится стоять:
1. опираясь спиной о стену или предмет мебели;
2. опираясь руками о горизонтальную поверхность;
3. упираясь руками в вертикальную поверхность;
4. одной рукой пытаясь взять игрушку, другой - опираясь о поверхность;
5. без поддержки.
Когда он делает шаги (2-3), чтобы обеспечить себе поддержку, он пользуется обеими руками, а позже будет опираться одной.
Когда вы ставите ребенка спиной к стене или дивану, вы тем самым побуждаете его стоять вертикально, не держась ни за что руками. Оставляйте его в таком положении столько, сколько он выдержит - сначала недолго, потом примерно до 10 секунд. Экспериментируйте с разными поверхностями. Для начала лучше всего подойдет стена, поскольку она поддерживает все тело от головы до пят. При этом, однако, важно следить, чтобы малыш не стукнулся головой о стену. Если все же имеется такая вероятность, ставьте его спиной к боковой стенке софы. Она также послужит поддержкой всему телу, но только опираться на нее ребенку будет мягче. Когда он освоится с этой позой, предложите ему в качестве опоры переднюю сторону софы или ящик для игрушек. Эти поверхности поддерживают часть тела ребенка — от середины туловища до пят.
Научившись стоять, держась за выступающий край горизонтальной поверхности, малыш эффективнее пользуется ногами и туловищем, чтобы удержаться в этом положении. Для сохранения равновесия ему уже не нужно держаться за край. Он сможет стоять, просто опираясь ладонями о горизонтальную поверхность. Если ладонями он обопрется о поверхность, его предплечья будут находиться в горизонтальном положении, и, чтобы сохранить равновесие, он прислонится к этой поверхности туловищем.
Когда ребенок стоит, упираясь ладонями в вертикальную поверхность, он пользуется мышцами живота и стоп для сохранения равновесия. Опираться он будет только ладонями, которые при наклоне туловища в сторону или назад обеспечат ему лишь ограниченную поддержку.
Когда малыш стоит, у него есть стимул одной рукой потянуться за игрушкой. При этом он может по-прежнему опираться другой рукой о поверхность. Ребенок захочет поиграть с игрушкой и, когда будет достаточно подготовлен, станет спонтанно отпускать одну руку, чтобы поиграть. Угроза потерять равновесие тем больше, чем дальше вы поместите игрушку.
Ребенку легче всего тянуться за легкой игрушкой, лежащей на поверхности прямо перед ним. Ему нетрудно сохранять равновесие, если он играет спокойно, а игрушка легкая. Но если он попытается поднять игрушку, которая тяжела для него, или будет очень сильно трясти игрушку, он, скорее всего, потеряет равновесие.
Когда игрушка лежит сбоку от туловища ребенка, ему приходится труднее, так как нужно повернуться, чтобы увидеть ее и соответствующим образом направить руку. В этом положении необходимо принять новые меры по сохранению равновесия, так как он отпускает одну руку, чтобы взять игрушку. Это упражнение для сохранения равновесия, которое потребуется ребенку для перемещения по комнате вдоль предметов мебели. Если два таких предмета поставить рядом, то в тот момент, когда малыш дойдет до конца одного предмета и потянется к другому, он должен удержать равновесие в положении стоя.
Самая трудная для ребенка задача — достать предмет, находящийся позади него. Он должен повернуть свое туловище на довольно большой угол, и это заставит его совсем отпустить руку, чтобы достать игрушку. Данное упражнение подготовит малыша к передвижению между двумя параллельными поверхностями, например, между софой и журнальным столиком.
Все описанные выше позы помогут вашему ребенку выработать правильную осанку, укрепить мышцы и овладеть умением сохранять равновесие, что позволит ему стоять без поддержки. Сначала малыш, по всей вероятности, отпустит руки спонтанно всего на 1—2 секунды, чтобы поиграть с игрушкой. Как только он осознает, что стоит, не держась, он схватится за что-нибудь или сядет на пол. Если вы будете хвалить его и хлопать в ладоши, он поймет, что вам нравится это. Возможно, ваша реакция послужит для него стимулом постоять, не держась, подольше.
Советы по организации и проведению занятий
Когда ваш малыш легко стоит, опираясь только одной рукой, это значит, что он готов учиться стоять без поддержки. Помогите ему встать и стоять, держась только одной рукой за большой палец вашей руки. Забавляйте его все время, пока вы чувствуете, что он удерживает равновесие. Затем быстро вытащите из его руки свой палец и посмотрите, останется ли он стоять, пока вы его развлекаете. Малыш либо потянется к вам опять, либо нет. Продолжайте практиковаться, пока он не научится стоять сам.
Тренировки позволят ребенку увеличить время, в течение которого он может стоять без поддержки, до 10 секунд и более. Если ребенку понравится стоять, не держась, он простоит и дольше. Но если ему станет скучно, то вряд ли. Цель можно считать достигнутой, когда малыш стоит без поддержки в течение 5—10 секунд.
Следите за тем, чтобы во время отработки каждой позы ребенок стоял правильно. При правильном положении его стопы находятся под бедрами, носки направлены вперед, туловище выпрямлено, и ему не служит опорой предмет мебели, у которого он стоит. Руками ребенок при этом держится за край или опирается о поверхность.
Если ноги и стопы — в правильном положении, то ребенок научится выполнять движения, необходимые для удержания равновесия. Когда его бедра отклонятся назад, то есть окажутся позади стоп, тогда пальцы ног поднимутся и оторвутся от пола; если малыш отклонит бедра в сторону, то внутренний край соответствующей стопы приподнимется; если же он наклонит бедра вперед, поднимутся и оторвутся от пола пятки. Эти движения стоп называются реакциями равновесия стоп. Они помогают малышу сохранять равновесие.
Реакции равновесия стоп будут возникать чаще, когда перед ребенком встанут более трудные задачи. Например, если малыш держится за край поверхности руками, то он сохраняет равновесие, и у него нужды пускать в ход стопы. Но если он стоит, упираясь ладонями в стенку холодильника, а ему надо взять магнитик, находящийся сзади, то для сохранения равновесия ему придется воспользоваться стопами.
Для использования реакций равновесия стоп малыш должен быть босым и держать стопы в правильном положении. Ботиночки препятствуют гибкости и в большей или меньшей степени удерживают его стопы в одном и том же положении. Если расстояние между стопами ребенка больше ширины бедер, а сами они вывернуты наружу, то, вместо того, чтобы учиться балансировать так, как нужно, малыш будет сохранить равновесие с помощью именно этой позы. В этой позе какое-либо движение его стоп будет блокировано.
Высота стола или другой поверхности, о которую ребенок опирается, должна быть между уровнем его сосков и уровнем, на 7,5 см ниже уровня сосков. Если высота меньше указанной, малыш, чтобы опереться ладонями, склонится над этой поверхностью. При оптимальной высоте он обопрется ладонями и встанет прямо. Так он сможет развить способность удерживать равновесие, чтобы стоять без поддержки.
Создавайте мотивацию в зависимости от того умения, которое ребенок отрабатывает. Если вы учите его стоять, опираясь обеими руками, используйте игрушки или предметы, на которые малышу интересно смотреть. Например, он может смотреть на музыкальную шкатулку и слушать производимые ею звуки.
«Поговорим о движении» (статья ДСА)
«Последовательность развития моторики у детей с синдромом Дауна от 0 до 3х лет» (статья ДСА)
«Двигательное развитие вашего ребенка» (статья ДСА)
На предыдущую страницу
На главную этого сайта
На главную этого сайта для материалов по развитию общей моторики
|