Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Выдержки из книги Патриции УИНДЕРС. УМЕНИЕ СИДЕТЬ НА СКАМЕЕЧКЕ

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Выдержки из книги Патриции УИНДЕРС «Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна», изданной на русском языке «Даунсайд Ап». Книга полностью на портале Downside Up Wiki.
Страница 4. УМЕНИЕ СИДЕТЬ НА СКАМЕЕЧКЕ


После того как ваш ребенок научится хорошо сидеть на полу, обучите его сидеть на скамеечке в положении, когда ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°. Его мы будем для краткости называть положением «сидя 90/90».
Вы можете смастерить скамеечку соответствующей высоты или найти что-нибудь подходящее дома. Положение «сидя 90/90» позволяет ребенку учиться сидеть с выпрямленным туловищем, держать ноги вместе и с их помощью сохранять равновесие, а также принимать свой вес на согнутые ноги. Ступни малыша стоят на поду полностью, и он активно пользуется ими, чтобы соблюсти равновесие при наклоне вперед. Позже это положение используется при обучении ребенка умению вставать на ножки и опускаться, чтобы сесть.
Ваш малыш по-прежнему садится на пол, чтобы поиграть, но, когда вы рядом, используйте положение сидя «90/90» для дальнейшего совершенствования умения сидеть.
Сидя на полу, ребенок продолжает широко разводить ноги, то есть использует большую площадь опоры. Даже если вы попытаетесь уменьшить ее, распрямив его ноги, он все равно примет прежнее положение.
Когда он сидит на скамеечке, то его ножки расположены ближе друг к другу, и он учится сохранять равновесие при меньшей площади опоры. Она уменьшится потому, что при сближении ног уменьшается ширина опорной поверхности, а само сидение на скамье укорачивает расстояние между ягодицами и стопами.
В положении 90-90 малыш учится держать туловище прямо, поскольку, если он наклонится вперед, то упадет в том же направлении. Когда ребенок сидит на полу, ему легко наклоняться вперед, и он делает это, чтобы чувствовать себя в большей безопасности. Отрабатывая положение 90-90, ребенок укрепляет мышцы спины и учится удерживать туловище в вертикальном положении. Позже он станет так же прямо сидеть на полу.
Поначалу нужно внимательно следить за ребенком. До тех пор, пока он не научится поднимать туловище и держать его так, чтобы сохранять равновесие, он будет легко терять его и падать вперед и назад. Вам придется не спускать с него глаз: он может упасть в считанные доли секунды и испугаться. Если вы поможете освоить ему описываемое положение должным образом, то ему станет удобно пользоваться им, и он станет понимать, что нужно делать, чтобы удержаться в этой позе.
Лучше всего не спешить и начать со скамеечки высотой 5-8 см или с толстой книги типа телефонного справочника. В этом случае колени малыша согнуты под бОльшим углом, поэтому площадь опоры, т.е. расстояние между ягодицами и стопами, длиннее, а привыкнуть к новому положению легче. Малыш может захотеть опереться руками на верхнюю часть ног. Займите его игрушками или собственной персоной, расположившись на уровне его глаз. Если вы видите, что он боится, подержите его за ручки, чтобы ему легче было приспособиться к новому положению.
Внимательно наблюдайте за развитием его способности контролировать положение собственного тела, а также за ростом уверенности при использовании этой позы.
Когда ребенок хорошо научится сидеть на скамеечке высотой 5-8 см, увеличьте высоту так, чтобы обеспечить ему положение, при котором ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом (обычно высота такой скамеечки составляет 10-15 см). Высота определяется путем измерения ножки ребенка сзади от выемки под коленкой до пятки. Лучше всего измерить это расстояние, когда малыш сидит на скамеечке, согнув колени под углом 90 градусов и поставив на пол всю ступню. Если скамеечка высока, то он будет касаться пола только носочками, что негативно скажется на его ощущении своей безопасности.
Ступни ребенка должны полностью стоять на полу, чтобы он мог работать над сохранением равновесия в устойчивом положении. Чтобы ступни не скользили по полу и не выдвигались вперед, малышу лучше всего быть босиком или в носочках с нескользящей подошвой.
Поверхность, на которой ребенок сидит, должна быть не меньше 30 см в длину и 25 см в ширину. Если ее площадь меньше, ваш малыш будет чувствовать неустойчивость своего положения. Не следует для этого упражнения использовать стул со спинкой и подлокотниками, поскольку в этом случае ребенок привыкнет прислоняться к спинке, а ему надо сидеть и сохранять равновесие, выпрямившись.
Ставьте скамеечку на твердую поверхность. Поставив ее на ковер, убедитесь, что она не качается. Если она качнется, ребенок не будет чувствовать себя в безопасности, достаточной для того, чтобы попытаться выполнить предлагаемое упражнение. Сверху на скамеечку положите нескользящую салфетку. Посадите его так, чтобы часть ноги была на скамеечке, а колени находились у переднего ее края. Тем самым у ребенка будет максимальная площадь опоры.

УПР. 16. СИДИТ НА СКАМЕЕЧКЕ высотой 5-8 см.
1. поместите ребенка на пол лицом к себе. Посадите его на маленькую скамеечку или книгу. Подложите нескользящую материю.
2. Колени малыша поместите у самого края скамеечки, а ступни поставьте на пол прямо перед ним.
3. Сами расположитесь на уровне его глаз или поместите туда игрушку.
4. Кончиками пальцев придержите грудь ребенка, чтобы ему было легче поднять туловище и установить его в правильное положение, после чего уберите руку. Проверьте, сумеет ли он удержать туловище в вертикальном положении. Малыш будет стремиться наклониться вперед, но скоро поймет, что, если он наклонится слишком далеко, то упадет.
5. Посмотрите, как он пытается приспособиться к этой позе. Чтобы он привык к ней, можно сначала поддерживать его за бедра или руки. Когда ребенок будет в состоянии усидеть сам, перестаньте поддерживать его. В это время старайтесь занять его игрушками или песенками, чтобы ему было на что посмотреть. Играть следует в спокойные игры. Можно выдувать мыльные пузыри: ловите палочкой какой-нибудь пузырь и подгоняйте его к ручке ребенка, чтобы тот хлопал по нему. Пойте песенки, сопровождая их жестами руки, чтобы малыш мог наблюдать за вами.
6. Когда ребенок так сидит, вам нужно внимательно наблюдать за ним, пока он не научится сохранять такое положение как следует.
7. Когда он научится сидеть на скамеечке, побуждайте его играть в этом положении с легкими игрушками - такими, как кубики, погремушки, кольца. Проверьте, в состоянии ли он при этом сохранять равновесие.

УПР. 17. СИДИТ НА СКАМЕЕЧКЕ 90-90
1-7. те же семь шагов, только высота скамеечки 10-15 см. помогите ребенку согнуть колени под углом 90 град и поставьте его ножки на пол на всю ступню.
После того как он научится удерживаться в таком положении, побуждайте его тянуться вперед, в одну и другую стороны, а также немного назад, чтобы достать игрушку или прихлопнуть мыльный пузырь. При этом ему нужно прилагать усилия к сохранению равновесия.



«Поговорим о движении» (статья ДСА)
«Последовательность развития моторики у детей с синдромом Дауна от 0 до 3х лет» (статья ДСА)
«Двигательное развитие вашего ребенка» (статья ДСА)
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную этого сайта
На главную этого сайта для материалов по развитию общей моторики


Hosted by uCoz