Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Принципы занятий с детьми с особыми потребностями
 

Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы: Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хакер.


OZON.ru - Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями(временно отсутствует)
В интернет-магазине Лабиринт:
Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

Принципы


Следуйте за ребенком
Любой человек учится быстрее, если он заинтересован в предмете и имеет возможность для экспериментирования; это особенно верно для маленьких детей. Они постоянно экспериментируют и наблюдают за результатами своих действий, который влияют на окружающий мир. От того, успешно или неуспешно воздействие ребенка на его социальное и физическое окружение, зависит его мотивация в изучении окружающего мира. Одной из опасностей, с которой можно столкнуться при составлении программы занятий для детей с нарушениями, является то, что взрослые могут переусердствовать в управлении ребенком, постоянно пытаясь научить его навыкам, присущим взрослым, и этим подавляя заложенные природой в ребенке инициативу и желание исследовать. Часто этим можно разрушить радость ребенка от социальных контактов, а ведь они являются важнейшим аспектом раннего личностного и эмоционального развития.
Таким образом, одним из основных принципов, которые нужно помнить при разработке вмешательства для маленьких детей (или более старших детей, которые находятся на этом уровне развития), является объединение вмешательства с насущными интересами ребенка и его собственной активностью. Например, если ребенок берет кубики и сует их в рот, это подходящий момент для того, чтобы показать ему другие действия, которые можно производить с кубиками (например, положить их в коробку, сложить их, спрятать один под коробкой) (…)

Обеспечьте возможность выбора
Нормально развиваясь, дети начинают выбирать вскоре после рождения и продолжают делать это в течение всей своей жизни. Вначале ребенку приходится делать выбор в очень простых ситуациях… Приобретая большие возможности и становясь более мобильным, ребенок может выбирать гораздо больше. Кроме того, ребенок более сознательно делает выбор и более заинтересован в производимом им выборе. Возможность выбирать является важным аспектом развития у ребенка ощущения контроля и управления ситуацией. Как важная основа коммуникации, выбор – это действие, которое начинается с желания принять или отвергнуть что-либо.
Чем сильнее выражены нарушения у ребенка, тем больше вероятность сужения области естественного выбора для него. Взрослые часто делают то, что по их мнению является лучшим для ребенка, не предлагая ему других вариантов. В результате этого ребенок может стать пассивным, не испытывающим потребности или желания в общении. Независимо от степени нарушений ребенка, взрослые должны стараться обеспечивать ему разнообразные возможности для выбора в течение дня и уважать решения ребенка. Например, во время еды держите в одной руке сок, а в другой – ложку с яичницей. Дайте ребенку то, на что он смотрит или к чему он тянется. Даже если произошел случайный, а не «настоящий» выбор, это научит ребенка, что его действия что-то значат, и заложит основу для осознанного выбора в дальнейшем.
Примечание: очень важно, чтобы взрослый принял решение ребенка, после того как была создана ситуация выбора. Таким образом, взрослый должен предлагать ребенку выбор между приемлемыми альтернативами и не навязывать «правильный» выбор. (…)

Учитывайте реакции на действия
Одно из основных правил обучения – то, что реакции на различные действия важны для поддержания или изменения поведения индивидуума. Реакция – это действие, которое следует за другим действием и является результатом предыдущего. Следствия различных действий могут быть очень важны для усиления или ослабления специфического поведения. Проще говоря, когда ребенок делает что-нибудь, за чем следует желаемое или интересное действие, он с большей вероятностью повторит эти действия. Например, если ребенок тянет за веревку, привязанную к мобилю, и он движется, он скорее потянет за веревку, чем если бы за его действием не следовало бы никакого эффекта.
Подобно этому, скорее всего, реже будет повторяться действие, за которым последовало событие, неприятное или дающее негативный опыт, или вообще не влекущее за собой изменения окружающего мира (…).
Подробнее о коррекции поведения ребенка этим способом - здесь.

Эффективно пользуйтесь реакциями на действия
(…) 1. Естественные реакции на действия ребенка – самый эффективный способ для обучения его возможности привносить изменения в окружающий мир. Это особенно верно для маленьких детей или для детей, находящихся на низком уровне развития. Подумайте о разнице между ребенком, который приводит мобиль в движение, потянув за веревку, и ребенком, который получает конфету за то, что складывает два кубика. Оба ребенка могут повторять эти действия и, таким образом, научиться им. Однако первый ребенок научился влиять на окружающие его предметы, на свое физическое окружение (т.е. двигать мобиль) и не только повторит это действие, но и будет теперь экспериментировать с другими предметами. Второй ребенок научился завершать задание, чтобы получить конфету от взрослого, и может в дальнейшем не проявлять интереса к этому действию или другим предметам, если рядом нет взрослого, который бы его за это поощрил. Чем серьезнее нарушение у ребенка, тем больше обучающих ситуаций должен создавать для него взрослый таким образом, чтобы при взаимодействии ребенка с окружающим миром происходило интересное или желаемое событие. (…)
2. Очень мощными являются социальные реакции. С самого начала дети нуждаются во внимании и будут повторять те действия, которые привлекают внимание взрослых. У взрослых будет меньше проблем с поведением ребенка, если они научатся обращать внимание на желательные для них действия ребенка и игнорировать нежелательные. (…)
3. Социальные реакции являются естественным результатом при обучении ребенка навыкам коммуникации. Ведь обучение коммуникации зависит от отзывчивого слушателя. Коммуникация начинается с внимания к взгляду ребенка (когда взрослый направляет взгляд на тот же предмет, что и ребенок), а затем через «игры по очереди» переходит к диалогу.
4. Одни и те же последствия действий могут являться эффективными не для всех детей. Детям нравятся различные виды стимуляции. Ребенок из предыдущего примера может быть более заинтересован в мобиле, тогда как другое предпочтет музыкальную игрушку. Некоторые дети будут с большей готовностью и более позитивно реагировать на действия с игрушками, тогда как другие предпочтут социальное взаимодействие. Первым шагом в определении того, какие действия лучшего всего вызывают ответную реакцию у ребенка, будет оценка различных последствий этих действий.
5. Чтобы быть эффективными, позитивные последствия должны часто меняться. (…)
6. Чтобы последствие приводило к усилению или ослаблению какой-то модели поведения, оно должно сразу же следовать за этим поведением. Это помогает ребенку осознать связь между тем, что он делает, и тем, что происходит в окружающем его мире.
7. Более того, если ребенок должен понять связь между тем, что он делает, и тем, что происходит, всегда должно происходить одно и то же последствие. Постоянство особенно важно, когда ребенок учится чему-нибудь новому и когда взрослый использует «нежелательные» последствия в случае негативного поведения ребенка. При попытке избавиться от какой-то модели поведения необходимо, чтобы последствие каждый раз было одинаковым. (…)
8. Когда дети начинают понимать речь, эффективность последствия может быть усилена вербальными объяснениями. В этом случае ребенок получает дополнительное понятие о том, как он влияет на окружающий мир. (…)

Разбивайте при необходимости занятия на маленькие шаги
(…) Например, если ребенку трудно строить из кубиков башню так, чтобы кубики стояли друг на друге, можно начать с двух шершавых кубиков. Затем ребенок может сложить три шершавых кубика. Затем, когда идея усвоена, можно перейти к двум обычным большим кубикам, затем три больших кубика, затем два маленьких кубика и наконец – три маленьких кубика. (…)

Обеспечивайте стабильность и перемены
Хотя это и звучит противоречиво, детям в их окружении нужны и стабильность, и перемены. Стабильность дает ребенку ощущение защищенности. Специалист по вмешательству и все взрослые, которые ухаживают за ребенком, должны обеспечивать порядок и режим жизни ребенка; это позволяет ему понять, что мир частично предсказуем. Ребенок узнает, чего ожидать от определенных людей и как организован его режим дня: купание, питание, одевание. Также он поймет, чего можно ожидать от некоторых игрушек и, повторяя действия, сможет наслаждаться ими, даже тогда, когда взрослому эта игра уже надоест. Конечно, иногда режим меняется, но ощущение стабильности позволяет ребенку чувствовать себя защищенным в своем мире и доверять взрослым. Затем в этом защищенном мире ребенок учится замечать перемены и будет заинтересован в их появлении.

Обеспечивайте успех
Для поддержания в ребенке желания взаимодействовать со своим окружением и изменять его, очень важно, чтобы каждое маленькое действие, которому учит взрослый, увенчалось успехом. Например, если вы учите ребенка тянуться за предметом, например, за мячиком, убедитесь, что мяч находится достаточно близко от ребенка – настолько, чтобы он схватил его без труда. Когда вы отодвигаете мяч, чтобы ребенок потянулся за ним дальше, убедитесь, что до мяча все же можно дотянуться. Детей обескураживают слишком трудные задания, а слишком легкие вызывают у них скуку. Задание должно быть вызовом, но реальностью.

Включайте обучение в повседневную жизнь
Ребенок приобретает навыки во всех областях развития каждый день. Несмотря на то, что ребенок может быть относительно продвинутым в одних областях развития и отставать в других, он имеет возможность узнавать что-то новое в нескольких областях при освоении любого действия. Игра в куличики, например, включает навыки крупной моторики, мелкой моторики, познавательные и социальные навыки. (…) Есть много доказательств того, что опыт, приобретенный в повседневной жизни, более эффективен для обучения, чем полученный в процессе специальных занятий. (…)

Позволяйте ребенку отдохнуть
Подобно взрослым, всем детям нужно время для самих себя (т.е. поиграть самим с собой или поиграть со взрослыми так, чтобы взрослые не предъявляли к нему никаких требований). Взрослый может многому научить ребенка, просто будучи отзывчивым к нему и внимательно относясь к интересам ребенка. Пользуйтесь программой обучения, приведенной в книге «Каролина», последовательно и регулярно, но помните, что действия, описанные в этой книге, являются только частью того, что ребенок делает каждый день.

Добавлена новая страничка - полезная игра с песком


Программа "Каролина" на нашем сайте
В интернет-магазине Лабиринт: Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями
Ресурсы для занятий с детьми
Еще книги по обучению особых детей различным навыкам
Скачать программу "Маленькие ступеньки"
Напишите мне


Hosted by uCoz