Для меня проект прошел достаточно сложно, потому что категоричность отказа многих родителей меня подавляла. Как человек, я понимаю их беспокойство, их страх перед проблемами, которые обязательно возникнут. Понятно горе матери, которая в 42 года родила себе единственную отраду и вынуждена решать: отказаться или принять. Но как врачу, как личности, понимать, что отказ от своего ребенка мотивирован мнением общества, было очень тяжело. Особенно когда видишь: вот эта семья потянула бы! Была одна семья, очень большая и дружная: бабушки, дедушки, тети, дяди, ребенок весь нарядный, в кружевных одеяниях. Казалось, что эта семья, такая огромная, со сложившимися нравственными критериями, точно не оставит своего. Но старейшина рода решил, и от малыша, уже побывавшего дома... отказались. Семьи, которые отказывались от ребенка, делали это абсолютно осознанно. Но были и те, кто забирал своего малыша домой еще до нашего приезда, потому что на их решение не повлиял бы никакой диагноз: "Что вы! Это же наш ребенок!"
Родители принимают решение, опасаясь реакции общества. Они боятся брать на себя весь груз ответственности за больного ребенка, потому что не чувствуют себя защищенными: от мнения общества, от финансовых и медицинских проблем. За врачей могу сказать точно: любому ребенку-инвалиду окажут необходимую помощь – прооперируют, если это нужно, будут наблюдать, лечить, реабилитировать. Но ведь нужна еще материальная защита семьи, нужны детский сад и школа, некий социальный пансионат, куда можно ребенка отдать на время, чтобы маме дать возможность заниматься профессиональным трудом или необходимой домашней работой.
Не стесняйтесь своего ребенка
Родители упрекают "злых" врачей в том, что они знают о синдроме Дауна только по учебникам, медики пожимают плечами: книги-то пишут на основании реальных данных, а не с потолка берут. Одно из лучших мест, где "перевоспитывать" приходится не медиков, а отчаявшихся родителей, – это Российский реабилитационный центр "Детство", где даунята по индивидуальной программе реабилитации могут получить комплексную коррекцию.
"Одна из самых горьких причин того, что от детей с синдромом Дауна отказываются, это слова врачей: ребенок бесперспективный, родите себе здорового, – убеждена зав. отделением Татьяна Васильевна Лукашова. – Почему интеллектуальное развитие детей с синдромом Дауна на порядок ниже, чем у их ровесников? Все дело в сопутствующих соматических нарушениях. Дети познают жизнь чувственно, а у даунят практически всегда задеты все пять источников такой информации. Дети часто болеют отитом, страдают патологией слухового прохода и органов зрения, у них очень узкие и короткие носовые входы, склонность к отечности, фаланги пальчиков коротенькие и широкие. Вот и получается, что у даунят проблемы со всеми пятью чувствами и они ограничены в получении информации извне. Прибавьте сюда еще вторичный иммунодефицит: дауненок подхватит любую инфекцию, которая оказалась рядом, и проболеет по полной программе. Он изначально оказывается в неблагоприятных условиях.
Таня поступила к нам в 3 года, бабушка и мама – врачи, они абсолютно не верили в то, что с ребенком можно заниматься. Таня не стояла, не ела, трудно было добиться даже прямого взгляда глаза в глаза. Для начала мы поставили задачу: отказаться от лифта – двигаться только по лестнице. Когда ребенок получает возможность свободного передвижения, он намного больше информации получает самостоятельно. Я развешивала в коридоре большие красивые мячики, и ребенок, идя в столовую, должен подтянуться и ударить мяч. Так мы стали формировать мотивационную сторону любой деятельности. Чтобы пройти от игровой до столовой, надо преодолеть очень длинный коридор, и так устроено специально. Мы открывали двери во все комнаты. Ребенок идет по стеночке, но дверные проемы он вынужден преодолевать без "опоры". Танечка пошла, стала кушать, приобрела все навыки самогигиены и начала читать. Она очень долго не говорила, и мы научили ее читать и разговаривать одновременно. Сейчас Тане 8 лет, она поступила в колледж при православном монастыре. У другого мальчика мама по образованию программист и не верила ни во что. Но когда мы научили ее сына читать, писать и считать, она поверила и стала нашим первым помощником.
Чем отличается сирота от домашнего ребенка? Даже если мать – алкоголичка и не занимается воспитанием ребенка, он сам за ней ползает, ходит и получает массу той информации, которая в детском доме недоступна: он может обжечься, удариться, остаться голодным, сравнить, из чего сделаны окружающие предметы. Первая единица мышления – сравнение: по форме, величине, цвету, запаху. И у родителей язык должен быть "в мозолях". Если ребенок не говорит, это не значит, что он не понимает.
Очень хорошо подключать иппотерапию, то есть занятия на лошадях. У ребенка мгновенно вырабатывается чувство самосохранения, появляется ориентация в пространстве, корректируется диффузная мышечная дистония. Синдром Дауна часто сочетается с ранним детским аутизмом, а занятия на лошадях убеждают детей в том, что мир прекрасен, что другие люди интересны – и ребенок начинает раскрываться.
В России всегда жалуются на нехватку денег, а достаточно пофантазировать и сделать все из подручного материала. Надо развивать у детей мелкую моторику – мы просверлили дырки в шкафу и продели в них веревку. Надо стопы массировать – мы купили обычные резиновые коврики с ребристой поверхностью, выстелили дорожку, и дети по ним гуляли. Разве на это нужны большие деньги?
Лучше всего дауненок развивается среди других детей, а мамы ограничивают контакты: "Его обидят, его будут дразнить". А ты попробовала? Дети более милосердны, чем взрослые. В нашем отделении я ни разу не видела, чтобы ребенок с сохранным интеллектом пренебрегал дауненком.
Относитесь к своему малышу, как к нормальному здоровому ребенку с задержкой развития. Вспомните, как воспитывали вас мама и бабушка, и делайте то же самое со своим ребенком. Наши мамы играли с нами в сороку, разминали ладошку, загибали-разгибали пальчики – это очень важно для развития мелкой моторики. Русские народные сказки ("Репку", "Курочку рябу", "Колобка") рассказывали нам по сто раз – любой ребенок с помощью повторов запоминает и начинает воспроизводить сам. Просто вспомните, что делали с вами. И не стесняйтесь своего ребенка! Мамы, вы не понимаете своего счастья! На свете столько женщин, которые не могут забеременеть, выносить или родить. Вы смогли и то, и другое, и третье. Любите своих детей, но не залюбливайте, потому что когда мама начинает жить за ребенка, она преграждает ему путь к развитию. "Он у меня не ест, поэтому я его кормлю". Пусть он будет есть час, два, пусть половину пронесет мимо рта. Но постепенно он научится всему!"
Все, с кем я говорила о проблеме социального сиротства среди детей с синдромом Дауна, значительную часть вины за то, что малыши оказываются брошенными в интернатах, возлагают на общественное мнение, которому немногие родители решаются противостоять.
Автор: Ольга Дюбанкова
АиФ Здоровье, N08 (445) 20.02.2003
Нравится